Внимание экспертного сообщества привлекли выступления представителей США и их союзников, направленные против евразийской интеграции стран Центральной Азии. Но были и другие мнения.
Американцы защищают демократию
В осеннем номере журнала Ambassadors Review была опубликована статья завершающей свою службу в Бишкеке Посла США в Кыргызской Республике Памелы Спратлен, в которой дипломат очень жестко высказалась в отношении участия Киргизии в Евразийском экономическом союзе.
Новые власти Кыргызской Республики открыты для отношений с Соединенными Штатами, однако приоритетным направлением политического курса для Бишкека является сближение с Россией. <...> Решение президента Атамбаева о вступлении в Таможенный союз может нанести удар по демократическим ценностям — отмечает глава американской дипмиссии в Киргизии
«Столкнувшись с океаном внутренних и внешних вызовов, президент Алмазбек Атамбаев сформировал тесные партнерские отношения с российским президентом Владимиром Путиным, рассматривая Россию в качестве одной из его немногих возможностей в получении столь необходимой помощи», считает Памела Спратлен и отмечает: «Остается без ответа вопрос, как Киргизия может сохранять свою демократическую траекторию, одновременно развивая такое партнерство. Решение президента Атамбаева вступить в протекционистский Таможенный союз к началу 2015 года делает этот вызов еще более серьезным».
Дипломат призывает США продолжать поддерживать демократию и гражданское общество в Киргизии, как важный пример для авторитарных режимов других стран Центральной Азии. При этом автор позитивно отзывается о революциях 2005 и 2010 годов, из чего следует, что они являются легитимным методом борьбы гражданского общества в случае возникновения угрозы авторитаризма.
Британцы угрожают Таджикистану
29 октября, похожий сигнал был направлен в адрес Душанбе. Британская фабрика мысли «Центр стратегической разведки в регионе Евразии» опубликовала аналитическую записку «Таджикистану следует выйти из российской сферы влияния».
Удивительный по своей безграмотности документ содержит «обоснование» необходимости дистанцирования Душанбе от евразийского интеграционного проекта. Авторы, например, пишут: «В случае вхождения в ЕАЭС Душанбе не получит торговых преимуществ, но будет изолирован от альтернативных рынков, включая китайский, с которым у страны наблюдается положительный торговый баланс».
Это довольно забавное утверждение, учитывая, что с 2011 года баланс торговли Таджикистана и Китая был устойчиво отрицательным. В первом полугодии 2014 года он вообще достиг феноменальных цифр — экспорт упал до 22,7 млн. долларов, а импорт сложился в объеме 416,7 млн. долларов.
Поэтому не вполне понятно, от каких же рынков может изолировать ЕАЭС таджикских производителей и экспортеров. Не говоря уже о том, что средневзвешенные таможенные тарифы Таджикистана и ЕЭАС довольно близки и никаких существенных новых препятствий в торговле с Китаем евразийская интеграция РТ не создаст.
Эксперты CESI отмечают также, что вступление в ЕАЭС приведет к ухудшению торговых отношений с Южной Азией и отказу от ряда проектов с Афганистаном, поскольку участие в союзе предполагает реализацию единой политики в ключевых экономических секторах. В частности, по данным британских «стратегических разведчиков», «есть риски для проекта CASA 1000, который не нравится России и Казахстану».
Это еще одно забавное утверждение, учитывая, что не далее, как в декабре 2013 года Россия заявила о своей готовности вложить в проект CASA 1000 500 миллионов долларов. А единственным препятствием на пути участия Москвы в данном проекте является на сегодняшний день позиция
Государственного департамента США
Немало удивляет в докладе британских аналитиков и полное отсутствие анализа такого немаловажного фактора в отношения Таджикистана и России, как правовое положение таджикских мигрантов на российском рынке труда. В то время, как денежные переводы последних составили по итогам 2013 года более 4 миллиардов долларов или почти половину ВВП Таджикистана. Именно вхождение Таджикистана в Евразийский экономический союз позволило бы легализовать работу таджикских мигрантов и решить эту острейшую проблему в отношениях с Россией.
Приводят британские аналитики и совсем вздорные аргументы — в духе «российского следа» в деятельности виртуальной оппозиции под руководством Уммарал Кувватова. Есть в публикации и более разумные соображения, касающиеся снижения таможенных платежей в бюджет Таджикистана.
Однако главная задача «доклада» CESI становится понятна из его концовки, в которой британцы пугают таджикские власти дестабилизацией Таджикистана в случае принятие решения о присоединении к ЕАЭС. «Очевидное ухудшение социально-экономической ситуации в стране, ликвидация инвестиционных потоков из Китая и потенциальных инвестиций из Среднего Востока, отказ от инфраструктурных региональных проектов поднимут градус напряжения в обществе. Радикализм, поддержка экстремистских сил, влияния иностранных террористических групп усилится» — когда читаешь это, возникает резонный вопрос: это, собственно, прогноз или угроза?..
Европейцы анализируют ситуацию
Примечательно, кстати, что после опусов Спратлен и распиаренных «аналитиков» CESI появился менее заметный, но зато весьма профессиональный доклад Фабио Белафатти, координатора Центра современных центрально-азиатских исследований (Вильнюсский университет, Центр восточных исследований), посвященный геополитическому выбору Узбекистана. Проводя анализ внешней политики Ташкента и международной обстановки в регионе, автор заключает:
До тех пор, пока Каримов остается у власти, Узбекистан, скорей всего, сохранит свою равноудаленность от великих держав; вопрос, однако, состоит в том, будут ли также поступать его преемники. ...
Кто бы ни стал правителем после Каримова, этот политик столкнется с выбором между реформированием системы или сохранением ее в первозданном виде. Первый из этих двух вариантов неизбежно потребует пересмотра принципов экономического протекционизма, что в свою очередь сделает необходимым более глубокое участие Узбекистана в региональной интеграции. Если именно этот сценарий будет реализовываться, то вхождение в Евразийский союз станет для Узбекистана необходимым.
Источник информации: eurazvitiye.org