Задача для Арала – если не наполнить, так озеленить

С проблемой экологической катастрофы Аральского моря борются давно и пока не очень успешно: остатки водоёма мелеют, местность опустынивается, изменяется до неузнаваемости ландшафт регионов его расположения. Уже сейчас с глобальными вызовами столкнулись из-за этой беды Узбекистан и Казахстан. Политики, чиновники и бизнесмены, на наш взгляд, все же недостаточно внимания уделяют спасению природной зоны и экологии региона.

Однако нельзя сказать, что работы по восстановлению Приаралья и Аральского моря вообще не идут. Например, в Узбекистане дно высыхающего водоёма укрепляют высадкой растений. Как известно, на узбекскую и казахскую территории приходится порядка 6 млн га осушенного дна Арала. В частности, из 3,2 млн гектаров в РУз 2,5 млн выделено под лесные насаждения. На протяжении нескольких лет здесь высаживают саксаул и подобные ему удерживающие песок растения по специальной технологии, без которой в пустынной местности, где в год выпадает всего 90 миллиметров осадков, растения просто не приживаются.

Ташкент пошёл по пути госпрограмм

Узбекские власти уже несколько лет реализуют государственную программу в регионе Приаралья. В 2017-2018 годах совместные усилия МЧС и Госкомлеса позволили высадить на 461 тыс. гектаров высохшего дна моря лесные насаждения. В большинстве случаев посев семян производился с воздуха, а также механизированным способом. На 61 тыс. гектаров саксаул высадили вручную. За период 2019-2020 годов лесные насаждения посадили ещё на 700 тыс. гектаров с лишним. В 2020-2021 гг. насаждения заняли еще 350 тыс. гектаров.

В наступившем году специалисты организуют зеленые насаждения на самых уязвимых местах, откуда приходят ветры с солью и песком. «Мы планируем озеленить 150-200 тыс. га. Глава государства лично курирует вопрос с песчаными и пыльными бурями, и сейчас в стране внедряется эффективная политика по борьбе с этой проблемой», – заявил глава проекта НИИ Государственного комитета по лесному хозяйству академик Зиновий Новицкий. Планируется высадить по пустынным участкам саксаул, черкез и кандым. Для этого уже собрано и подготовлено к посеву 192 т семян пустынных растений.

Площадь высаженных лесов на сегодня уже составляет в Узбекистане более 1,7 млн гектаров. Засоленные пустынные территории засаживают саксаулом, тамариском и иными солеустойчивыми растениями, которые «препятствуют выбросу в воздух вредоносных солей и пыли, вытягивают из почвы лишнюю соль, делая ее пригодной для использования земледельцами». Специалисты отмечают, что каждый гектар отвоёвывается у пустыни трудом сотен людей – от учёных до простых тружеников, которые приезжают в эти места экологической катастрофы со всей республики.

Казахстан: спасение Арала не теряет актуальности

Свои усилия в исправлении экологического бедствия предпринимает и Казахстан. Астана поставила специалистам задачу засадить свою часть осушенного дна Аральского моря до 2025 года саксауловым лесом площадью в 1,1 млн гектаров.

«Для создания леса на дне Аральского моря были проведены почвенные обследования на площади 753 тыс. гектаров. Посадка на осушенном дне Арала сегодня обеспечена инфраструктурой по подготовке семян к посеву и выращиванию, также приобретена необходимая спецтехника», – сообщила пресс-служба Министерства экологии и природных ресурсов РК.

Природное ведомство и акимат Кызылординской области за три года посеяли 544,5 тыс. гектаров леса. За 2024 год планируется засадить зеленями еще 275 тыс. гектаров.

А ещё Астане помогают преодолевать водный дефицит соседи по региону. Буквально в начале года глава Министерства водных ресурсов и ирригации РК Нуржан Нуржигитов договорился с Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном о сбросе до 1 апреля текущего года 11,1 кубокилометра воды в Туркестанскую и Кызылординскую области.

Поможет председательство в МФСА

С недавнего времени Казахстан стал председателем в Международном фонде спасения Арала (МФСА). За период своего нахождения во главе организации республика намерена охватить большую работу по налаживанию надёжного сотрудничества в данной сфере с партнерами – ООН, ШОС, европейскими и азиатскими экологическими объединениями. Забота о жителях Приаралья и уникальная природная зона критического климатического изменения стали главным приоритетом проекта.

О принципах работы МФСА сообщила и. о. его исполнительного директора Зауреш Алимбетова. Для Астаны в период его председательства станет главным проект Всемирного банка «Развитие и восстановление Северного Аральского моря».

Амбициозная цель – заполнение водой залива Сарышыганак, благодаря чему море достигнет самого Аральска. Способ осуществления этого начинания определит государственно-строительная экспертиза, специалисты уже представили несколько вариантов.

Первый вариант предусматривает достраивание Кок-Аральской плотины на Арале до 48 метров. Тогда море будет заполняться постепенно. Второй вариант включает создание двухуровневого моря. В этом случае Кок-Аральскую плотину не станут трогать, а построят в заливе Сарышыганак дамбу высотой 52 метра. К ней соорудят подводящий канал либо через озеро Тусши, либо через озеро Камыстыбас. Третий вариант состоит в поднятии Кок-Аральской дамбы и строительстве подводящего канала в залив Сарышыганак.

Пока неизвестно, по какому из этих путей пойдёт Астана. Однако вся работа уже направлена на восстановление водно-болотных угодий на территории Казахстана, чтобы прекратить или максимально уменьшить вынос пыли и солей со дна Аральского моря. Продолжат специалисты и высадку саксаула по дну проблемного водоёма. Также будут осуществляться проекты по рыболовству, растениеводству, животноводству, птицеводству и в других сферах.

Пока же ситуация в животноводстве во многих местах именно такая…

МФСА существует уже 30 лет. За это время фонд помог решить ряд социальных проблем, с которыми сталкиваются жители Приаралья. Людям помогают развивать сельские территории, обеспечивают питьевой водой, решают вопросы здравоохранения и образования региона.  

Силами этого объединения удалось успешно осуществить самый крупный проект – «Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря», благодаря чему удалось сохранить северную часть Арала. На сегодня уровень воды в нем уже достиг 42 м по Балтийской системе.

Не стать заложниками западных проектов

Страны Центральной Азии могут столкнуться с хронической нехваткой воды уже через пять лет. Такой прогноз сделал в ноябре прошлого года глава правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Николай Подгузов на Всемирном конгрессе по гидроэнергетике. «Центральная Азия столкнется с дефицитом воды в 2028-2029 годах. Одновременно в регионе ожидается значительное увеличение спроса на электроэнергию», – заявил председатель правления ЕАБР. Причиной такого развития событий называют два фактора: запуск канала Кош-Тепа в Афганистане; сокращение стока на реках Амударья и Сырдарья.

Специалисты ЕАБР прогнозируют, что нехватка воды составит 5-12 куб. км. Для справки уточним: в одном кубическом километре – один миллиард тонн воды. От подобного сокращения пострадают более 60 млн человек.

На фоне подобного проблемного прогноза страны Запада хоть и пытаются изображать бурную деятельность по восстановлению Арала, но в большинстве случаев политизируют своё участие в ней. В конце 2023 года Европейский союз и США в очередной раз обозначили взаимно согласованную активность по водохозяйственной и экологической проблеме Аральского бассейна. Политизированность заключается в том, что западные страны даже экологическую проблему Арала стремятся косвенно переложить на Россию, приписывая ей «ответственность» за нежелание использовать рекомендации Брюсселя и Вашингтона.

Однако на деле Запад лоббирует те проекты, которые направлены на окончательное нарушение экосистемы Аральского бассейна и примыкающих к нему территорий. В результате Узбекистан и особенно Казахстан станут заложниками сугубо западных проектов по восстановлению этой экосистемы. Такими методами едва ли удастся восстановить Приаралье полностью. В то же время западные экопроекты позволяют усилить экономическое и, следовательно, политическое присутствие Запада в странах Центральной Азии. Нужно ли это странам региона?

Анна Кряжева, политолог

Источник