История показывает, что заинтересованные лица всегда находят причину и способ добиться своих целей, зачастую, не гнушаясь никакими средствами. В политике это происходит сплошь и рядом. А когда дело касается власти, денег и влияния, то человеческая жизнь сразу обесценивается. Ведь баррикадам все равно, сколько тел будет под ними лежать на заходе солнца, так же как и кукловодам, которые в своих интересах, готовы пожертвовать столькими жизнями, сколькими потребуется. Причем «момент истины» может наступить и для целых государств.
В этой ситуации, чтобы выжить среди сильных мира сего и перестать быть марионеткой в их руках, многие страны предпочитают находить себе единомышленников и объединяться между собой в союзы для более эффективной защиты общих интересов. Просто так не только безопаснее, но и дешевле.
В настоящее время таких альянсов существует довольно много. Среди прочих подобных структур на постсоветском пространстве выделяется Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая объединяет Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россию и Таджикистан. ОДКБ призвана выполнять задачи по защите территориально-экономического пространства своих государств-членов совместными усилиями национальных вооруженных сил и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.
Однако членство в организации такого рода предполагает не только наличие выгоды, но и проблем. Помимо активной поддержки друг друга, иногда между государствами-членами возникают некоторые противоречия по ряду вопросов в военно-политической сфере, в том числе ввиду имеющихся у каждой из сторон собственных интересов.
Зачастую партнеры внутри ОДКБ откровенно «тянут одеяло на себя» и используют потенциал блока для решения своих насущных проблем, особенно в период своего председательствования. И, когда новая страна берет на себя «бразды правления», то сразу начинает прослеживаться процесс перераспределения ресурсов в угоду Председателя. На этом сказывается, прежде всего, ограниченность ресурсной базы отдельных государств-членов и отсутствием возможности ОДКБ обеспечить каждого всем необходимым.
Немаловажным моментом здесь является стремление отдельных стран оснастить свои воинские контингенты, выделяемые в состав коллективных сил, современными вооружениями и военной техникой по сравнению с другими членами ОДКБ, к тому же еще и по льготным ценам. Поэтому руководство Организации должно определять, кому, когда и сколько.
В данном вопросе в блоке существует несколько основных приоритетов, которые должны изменяться в зависимости от складывающейся военно-политической обстановки, а не от повседневных проблем отдельно взятых государств, как того хотят некоторые из них.
Определенные страны при некоторой лояльности руководства ОДКБ пытаются менять эти приоритеты в свою пользу. В частности, Таджикистан продолжает втягивать Организацию в вопрос обеспечения страны вооружениями, в связи с возможными угрозами после вывода коалиционных войск из Афганистана. Таджикское руководство делает упор на важность выполнения задач коллективными силами оперативного реагирования ОДКБ (КСОР) по ликвидации незаконных вооруженных формирований и пресечению каналов наркотрафика из Афганистана. Руководствуясь только личными целями, Душанбе почему-то забывает о важном предназначении КСОР реагировать на возможные сугубо военные угрозы в других не менее значимых регионах.
В некоторой степени это может относиться и к Армении, которая считает себя несколько обделенной и постоянно напоминает о себе на Кавказе, где ее натянутые отношения с Азербайджаном вокруг проблемы Нагорного Карабаха в любой момент могут перерасти в открытую военную конфронтацию между ОДКБ и НАТО (напомним, между Баку и Анкарой заключен договор об оказании военной помощи). Однако, требуя бонусы от ОДКБ, Ереван одновременно имеет плотную программу сотрудничества с главным оппонентом Организации – НАТО, прежде всего, по вопросам участия в военных учениях альянса и подготовки кадров в западных странах. А тем временем подвижек в разрешении армяно-азербайджанского конфликта нет уже более двух десятков лет, что можно поставить в укор, скорее, Армении, нежели руководству ОДКБ.
Безусловно, оба региона являются крайне важными для Организации. Однако при расставлении приоритетов в сфере региональной безопасности необходимо руководствоваться, в первую очередь, не личными потребностями и амбициями, а общими интересами, исходя из изменений военно-политической обстановки и появления новых вызовов и угроз.
И тут, следует согласиться, превалирует Западное стратегическое направление, где проходит граница членов ОДКБ со странами НАТО. Но границы – не самое главное. Именно этот регион ответственности держит в постоянном напряжении в последние годы. Да, эта напряженность скрытая, закамуфлированная, однако при определенных обстоятельствах она может привести к открытому военному противостоянию между Западом и Востоком. Попытаемся обосновать данное утверждение.
Помимо сложной ситуации, которую мы наблюдаем в Украине, нельзя было не заметить расширение военного присутствия США в Польше и странах Балтии. Только за последние недели в эти государства прибыло в общей сложности 22 боевых самолета – 10 в Литву и 12 в Польшу. Кроме того, в этих странах постоянно проводятся масштабные учения ОВС НАТО. Это, прошедшие в 2013 году на территории Польши, Литвы и Латвии – Steadfast Jazz 2013, в Польше – Dragon-2013 и Orzeł-2013, а также польско-литовское учение Maple Arch 2013. В качестве вероятных противников недвусмысленно во всех случаях выступали как минимум два государства ОДКБ – Беларусь и Россия. Причем, интенсивность проведения подобных маневров с каждым годом только увеличивается. В ходе них отрабатываются вопросы приема и размещения многонациональных воинских контингентов, а также подготовки и проведения стратегической наступательной операции ОВС НАТО в восточном направлении. Параллельно совершенствуется местная инфраструктура в интересах проведения крупномасштабных военных действий, осуществляется проработка информационных и психологических операций. То есть, территория Польша и стран Балтии, по сути, превращаются в некий американский плацдарм для агрессии. Ну и, наконец, не стоит забывать об актуальности вопроса размещения элементов американской системы ПРО в Европе, который напрямую затрагивает интересы и безопасность, как России, так и Беларуси.
В итоге, что мы имеем: наибольшая военная активность США и НАТО наблюдается у западных границ России и Беларуси; одновременно Минск испытывает некоторые проблемы с нехваткой современных вооружений и военной техники, при этом Синеокая демонстрирует весьма высокую активность в жизни ОДКБ и никогда не заигрывала с Североатлантическим альянсом – программа «Партнерство ради мира» не в счет. Кроме того, помимо проведения регулярных совместных учений, как с Российской Федерацией, так и в рамках Организации, Беларусь всегда первой откликается на возникающие внутри ОДКБ вызовы и проблемы.
Наиболее ярким примером из последних событий является белорусская помощь Таджикистану в охране таджикско-афганской границы в свете проблемы вывода из Афганистана коалиционных войск. Высказываясь по этому поводу, генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа дал высокую оценку выполнению Минском взятых на себя обязательств: «Беларусь одна из первых приняла решение об оказании помощи. Мы получили соответствующую информацию по номенклатуре, которая выделяется для пограничников Таджикистана. Все, что выделено на сегодняшний день Беларусью, актуально и востребовано пограничниками Таджикистана. Могу сказать только слова благодарности. Эта помощь сегодня крайне необходима с учетом достаточно непростой обстановки и динамики ее развития на границе и вообще в Афганистане».
Таким образом, несмотря на определенные экономические трудности и естественное устаревание вооружения и военной техники, Беларусь успевает эффективно реагировать не только на своих границах, но и помогает своим союзникам на восточном направлении. Однако ресурсы белорусских силовиков не безграничны и, вероятно, при актуализации угроз с Запада, когда-то должны закончиться. Это, конечно же, не значит, что современные ВВТ должны поставляться только в Беларусь, но при расставлении правильных приоритетов в Организации эффективность ее деятельности только возрастет, как и авторитет на постсоветском пространстве.
Причем, в данной ситуации, Российская Федерация, как лидер ОДКБ и ее военный локомотив, может продвигать и собственные интересы в регионе. Что она, судя по последним событиям и заявлениям собственного военного руководства, и делает.
Россия уже не единожды показывала свою заинтересованность в усилении военной составляющей белорусского «балкона». На практике это касается больше всего усиления противовоздушной обороны Беларуси. Так, 12 марта Александр Лукашенко заявил о возможном перебазировании до 15 российских боевых самолетов на белорусскую территорию, и уже на следующий день на аэродроме в Бобруйске приземлились шесть истребителей Су-27П и три военно-транспортных самолета ВВС Российской Федерации из состава авиационных частей Западного военного округа.
17 марта главнокомандующий ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев заявил, что к концу 2014 года на российской авиабазе, дислоцированной на постоянной основе на белорусском аэродроме Барановичи, будет развернут истребительный авиационный полк в количестве 24 истребителей Су-27СМ3. Он подчеркнул, что самолеты будут обеспечивать противовоздушную оборону и неприкосновенность воздушного пространства Союзного государства России и Беларуси.
Столь существенное перебазирование авиации российских ВВС означает, ни много, ни мало, проявление заинтересованности Россией в обеспечении безопасности в Восточно-Европейском регионе. А это значит, что Москва понимает необходимость и важность оказания военно-технической помощи Беларуси.
Хотелось бы, конечно, чтобы и сухопутный компонент белорусских Вооруженных Сил был на уровне оснащенности тех же российской или казахстанской армии. Первым шагом здесь может быть проработка вопроса по перевооружению сил специальных операций, к примеру, путем оснащения 103 отдельной бригады – белорусской части КСОР – на более современные БТР-82А.
Учитывая вышеизложенные факторы и факты, становится очевидным, что Россия всерьез задумалась о безопасности западных рубежей Союзного государства. Хотелось бы, чтобы в данном русле и следовало руководство ОДКБ, которое по-прежнему возвеличивает возможность террористических угроз в Центрально-Азиатском регионе, а в отдельных случаях откровенно идет на поводу официального Еревана.
Автор: Николай Крылов
Источник: belvpo.com