Энергетика, но не только: Иран и Армения расширяют двустороннее сотрудничество

В Ереване прошло 17-е заседание армяно-иранской межправительственной комиссии, возглавляемой министром энергетики Исламской Республики Иран (ИРИ) Али Акбаром Мехрабиан и вице-премьером Армении Мгером Григоряном. В работе комиссии приняли участие министр охраны окружающей среды Армении Акоп Симидян (одно из наиболее доверенных лиц премьер-министра Никола Пашиняна), а также послы обеих стран.

Посол ИРИ Аббас Бадашхан Зохури отметил, что между Арменией и Ираном на высоком уровне сформировались политические отношения и созданы благоприятные условия для развития и повышения уровня сотрудничества в экономической сфере. В этом ключе он отметил важность повышения уровня информированности и исследования потенциала бизнес-сферы двух стран. 

Отметим, что, по данным Национальной статистической службы РА, Иран закрепился на третьей позиции во внешнеторговом обороте республики после России и Китая. Внешнеторговый оборот между Арменией и Ираном составил в I квартале 140,2 млн долл., с ускорением годового роста с 36,8% до 37,4%. За 30 лет независимости Иран никогда не занимал столь высокого места во внешнеторговом обороте Армении (обычно 5-6-е место) и никогда не демонстрировал столь высоких темпов роста.

Согласно сообщению Министерства экономики РА, за 2021 год в Армении было зарегистрировано 6636 компаний с участием иранского капитала.

Параллельно форуму в Ереване премьер-министр Пашинян командировал в Тегеран своего советника Арташеса Туманяна (посол Армении в ИРИ в 2015-2021 гг.) для участия в международной выставке. Командированная в Иран делегация во главе с министром территориального управления Гнелом Саносяном включала также замминистра территориального управления и инфраструктур Акопа Варданяна и исполнительного директора Фонда «Дорожный департамент» Гора Аветисяна. Кроме встреч в Тегеране с министрами дорог и градостроительства Ирана Ростамом Гасеми, энергетики – Али Акбаром Мехрабианом, нефти – Джавадом Оуджи, армянские чиновники также приняли участие в международной выставке нефти, газа, продукции нефтепереработки и нефтехимии Iran Oil Show 2022.

Есть и иные точки соприкосновения Еревана и Тегерана. Накануне форума 10 мая глава МИД Ирана Хоссейн Амир Абдоллахиан заявил, что Тегеран выступает резко против турецкого проекта по строительству плотин на пограничных водах. «Мы не убеждены в [необходимости] строительстве Турцией плотины на пограничных водах и громко объявляем, что это действие неприемлемо, и мы выступаем против него, – заявил иранский министр иностранных дел на открытом заседании парламента. – Я на двух встречах в Тегеране и Нью-Йорке и в ходе телефонного разговора попросил министра иностранных дел Турции обратить внимание на строительство плотин на реке Аракс».

По его словам, ещё четыре месяца назад Иран предлагал Турции создать совместный комитет по вопросам воды, чтобы гарантировать, что строительство плотины на Араксе не окажет негативного воздействия на воду, импортируемую в ИРИ. В свою очередь, спикер парламента Мохаммад Багер Галибаф также считает вопрос воды в Иране и регионе одним из важных приоритетов. «Мы видим вопрос воды в сфере национальной безопасности», - отметил он, добавив, что «министерство иностранных дел и остальные соответствующие организации должны предпринять усилия, чтобы следить за вопросом права воды».

Тезисы своего коллеги повторил министр энергетики РА, т. к. Армения также заинтересована в сотрудничестве в вопросе использования вод бассейна реки Аракс. В Ереване и Тегеране хорошо знают, что в своё время Сирия пострадала от турецких проектов по строительству плотин, которые сократили приток воды примерно на 40%, из-за чего Дамаск столкнулся с серьёзными проблемами. Начавшаяся в 2006 году продолжительная засуха в значительной степени разрушила сельское хозяйство Сирии и вынудила большое количество людей переехать в города, что способствовало социальным потрясениям и беспорядкам, приведшим к гражданской войне.

Таким образом, речь идет об угрозах безопасности Армении и Ирана со стороны Турции, которые Анкара, естественно, отрицает. Большую часть пресной воды регион Южного Кавказа получает из берущих начало в Турции трансграничных рек Куры и Аракса. Контролируя истоки и верхнее течение рек, Турция борется с вызванной климатическими изменениями нестабильностью запасов воды, строя плотины, задача которых – удержать как можно больше воды, прежде чем она утечет за границу. Расплачиваться за это приходится водопользователям, находящимся ниже по течению, на Кавказе (в том числе и в дружественном Анкаре Азербайджане).

С 2012 по 2014 год Турция соорудила на Араксе шесть гидроэлектростанций и сейчас планирует строительство ещё восьми. В число завершенных входят проекты «Каракурт» и «Альп-Аслан 2», соответственно, в провинциях Карс и Муш неподалёку от границы с Арменией. Водопользователи, находящиеся ниже по течению, уже высказывали озабоченность в связи с плотиной «Каракурт», которая уменьшила ток воды в Араксе на 1,6 миллиарда кубометров.

Естественно, что в Ереване стороны не могли обойти и вопрос транспортного коридора «Север-Юг» общей протяженностью в 556 км, позволяющего обеспечить Ирану выход к Черному морю и к европейским странам через территорию Армении (Мегри – Капан – Горис – Ереван – Аштарак – Гюмри – Бавра) и Грузии. Инвестиционная программа нацелена на обеспечение связи севера (граница с Грузией) и юга Армении (граница с Ираном) посредством транспортных коммуникаций, удовлетворяющих высоким международным стандартам, и выход на мировые рынки.

М. Григорян заявил, что вопрос обсуждался с министром энергетики Ирана А. Мехрабианом, поскольку в строительство вовлечена иранская организация: «Мы обменялись мнениями, и надеемся, что южную часть мы завершим до конца года.  При этом, насколько я владею техническими характеристиками, это будет самая сложная часть. Что касается северной части, то думаю, мы не отклонились от программы и завершим».

На вопрос о причинах двукратного продления проекта в качестве одной из причин М. Григорян указал длительный процесс тендеров, несмотря на то что данный проект объявлен для Армении приоритетным.

По итогам форума также стало известно, что Ереван и Тегеран изучат возможности увеличения объемов поставок газа в Армению голубого топлива. В ходе заседания был подписан один из самых содержательных и всеобъемлющих документов, в котором в расширенном формате раскрыты все сферы энергетики, сообщил Мехрабиан. По его мнению, существующие между Арменией и Ираном в сфере энергетики, коммуникаций, транзита регуляции «свидетельствуют о том, что в ближайшем будущем мы станем свидетелями значительного увеличения товарооборота между двумя странами».

На вопрос же о возможности вытеснения Армении из программы энергетического коридора «Север-Юг» усилиями Азербайджана иранский министр отметил, что подписанный 11 мая меморандум о взаимопонимании содержит пункт о передаче электроэнергии по линии Иран – Армения – Грузия. «Кроме того, мы синхронизировали линии электропередач в Россию со стороны Азербайджана, а также синхронизируем их с Грузией. В сезонном плане мы находимся в разных условиях: России нужно, чтобы больше электроэнергии передавалось зимой, а нам в Иране нужно, чтобы больше электроэнергии получалось летом. Поэтому разнообразие энергетических путей способствует тому, чтобы мы могли получить необходимый нам объем в различных климатических условиях, а избыток – экспортировать», – рассказал иранский министр, заверивший, что со стороны третьих стран препятствий в вопросе поставок газа нет.

Напомним, что с 15 мая 2009 года Армения получает газ из Ирана. В рамках программы «Газ в обмен на электроэнергию» иранское голубое топливо перерабатывается на армянской территории в электроэнергию (генерирующие мощности, в основном российские), предназначенную для экспорта в ИРИ из расчета 3 кВт. ч за 1 куб. м природного газа. Кроме того, между двумя странами строится новая, третья высоковольтная ЛЭП напряжением 400 кВ (финансируется правительством ИРИ), которая позволит в три раза (с нынешних 350 МВт) увеличить пропускную способность для перетоков электроэнергии между Арменией и Ираном.

По итогам форума армянская свободная экономическая зона (СЭЗ) «Мегри» и иранская «Арас» подписали меморандум о взаимопонимании, который предусматривает беспрепятственный доступ иранским инвесторам, работающим в СЭЗ «Арас», в СЭЗ «Мегри», а армянским бизнесменам - упрощенный доступ на иранский рынок.

Достигли две соседние страны и предварительной договоренности о снижении пошлин для въезда автомобилей.  Появилась информация, о чем писал и «Ритм Евразии», что автомобили с армянскими государственными номерами с 21 мая этого года будут платить на въезде в Иран 120 долл. «Пошлины взимаются и сейчас. По моим данным, армянские машины платят около 240 долл., иранские автомобили также вносят плату при пересечении границы Армении. Мы сейчас ведем активные переговоры с иранской стороной. Скорее всего, размеры платежей за въезд с обеих сторон будут значительно снижены, предварительная договоренность уже есть», – отметил торговый атташе РА в Тегеране Вардан Костанян.

Интересно, что переговоры в Ереване прошли после третьего раунда переговоров в Москве по заключению соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Ираном (27-28 апреля). По словам представителя ЕЭК Антона Цециновского, стороны продолжают работу над формированием зоны свободной торговли в динамичном режиме, им удалось продвинуться по согласованию ряда «открытых» вопросов по соглашению.

Вице-премьер Григорян также отметил, по итогам переговоров в Ереване проявилась особая заинтересованность Ирана в укреплении связей с ЕАЭС. Он особо подчеркнул, что Армения готова содействовать укреплению этих связей и стать для дружественного Ирана воротами на рынок ЕАЭС.

Для справки: товарооборот ЕАЭС с Ираном в 2021 году составил 5 037,5 млн долл. США, увеличившись на 73,5% по сравнению с 2020 годом (2 904,3 млн долл.). При этом экспорт вырос в 2,1 раза (с 1 650,9 млн долл. до 3 423,6 млн долл.), импорт – на 28,8% (с 1 253,4 млн долл. до 1 613,8 млн долл.).

Саркис Мартиросян, политолог

Источник