Иностранные перевозчики в России: половинчатость эмбарго очевидна

В России на днях введен запрет на автоперевозки грузов компаниями, зарегистрированными в странах, которые ввели транспортные и общеэкономические ограничения против России. В этом перечне 4 позиции: страны-участницы Евросоюза, Великобритания, Норвегия, Украина. Решение направлено, прежде всего, на повышение конкурентоспособности российских грузоперевозчиков. А также является контрсанкцонной мерой в связи с санкциями Запада (с марта-апреля с. г.) в отношении российской транспортной системы, в том числе портов и автоперевозчиков РФ.

Означенное эмбарго распространяется и на международный грузовой транзит, осуществляемый теми же иностранными компаниями. Но введенный запрет – временный: пока он будет действовать до 31 декабря с. г. включительно. В этот период, по данным Минтранса РФ, доставка грузов из обозначенных государств «будет происходить с помощью перегрузки товаров на российские и белорусские фуры». Соответственно, перегрузка будет осуществляться в приграничных с зарубежьем районах Ленинградской, Псковской, Мурманской областей, Карелии, а также в Санкт-Петербурге.

Но применительно к Калининградской области РФ упомянутое перевозочное эмбарго предписано не в полной мере. В связи с «окруженностью» её территории странами-членами ЕС. И скорее всего, еще и потому, что Литва, несмотря на недавнее урегулирование основных вопросов по транзитному сообщению этой области с остальной территорией РФ, всё равно применяет периодические ограничения на этот транзит.

Впрочем, некоторые эксперты полагают, что «послабления» по иностранным перевозчикам для Калининградского региона могут быть допущены и с тем, чтобы не закрывать дверь для международного грузового транзита через этот регион. Точнее, между Германией и Польшей, с одной стороны, и странами Балтии и Финляндии – с другой. Эти перевозки осуществлялись не одно десятилетие. Да, их объем весомо сократился после 2014 года, но и в сокращенным объеме они всё равно осуществлялись через Калининградский эксклав РФ до марта с. г.

Послабления для того же региона наверняка связаны и с недавними договоренностями Казахстана со странами Балтии об увеличении взаимных и транзитных грузовых перевозок – с более активным использованием портов Эстонии, Латвии и Литвы. То же направление внешнеторговых перевозок развивает и Узбекистан. Поэтому менее жесткие условия для иноперевозчиков в Калининградской области нацелены, похоже, и на то, чтобы казахстанские и узбекистанские экспортно-импортные грузы (как и евроазиатский транзит через Казахстан и Узбекистан) по-прежнему обслуживались калининградскими портами.

Если же говорить в более широком контексте, упомянутый запрет на иноперевозки компаниями подсанкционных стран содержит также ряд других нюансов. Так, по данным Минтранса РФ, грузовой автотранспорт этих стран по-прежнему сможет перевозить товары по территории России до пункта назначения, если их потребительские свойства могут быть утрачены во время перегрузки (или перецепки полуприцепа). Это касается в том числе скоропортящихся продуктов, товаров фармацевтической, медицинской промышленности, ряда товаров бытового назначения.

Такой подход, с одной стороны, вписывается в действующую программу параллельного импорта. Но с другой – может способствовать увеличению импорта этих видов продукции, в том числе из подсанкционных стран посредством реэкспорта подсанкционной продукции через государства ЕАЭС и дружественные страны. Тем более что большинство категорий «скорпортов» и многие виды товаров фармацевтики/химпрома перевозятся (должны перевозиться) высокой скоростью и без перегрузок.

То, что упомянутый подход поспособствует росту импорта (в том числе реэкспортного), подтверждается предложением российской стороны, адресованным в начале сентября ЕЭК, о продлении до 31 марта 2023 г. ввозных нулевых пошлин, введенных весной с. г. по 30 сентября, на импорт в ЕАЭС широкого товарного ассортимента. Предлагается «продлить срок действия мер таможенно-тарифного регулирования в отношении отдельных видов продукции легкой, пищевой, фармацевтической, медицинской, химической, целлюлозно-бумажной, текстильной, металлургической и иных отраслей».

Многие виды продукции уже получили «новое» обнуление по 31 марта 2023-го решениями ЕЭК от 23-28 сентября. Это сырье для фармацевтической и химической продукции, отдельные изделия из целлюлозы, сырье из шерсти, хлопка и льна, химических нитей. В данном реестре содержатся также вакцины для людей, другие лекарственные средства, ветеринарные препараты, медицинское оборудование, семена овощных культур, рыбий жир, фруктоза, сырье для производства безалкогольных напитков.

Не уточнено также, включены ли в запрет зарубежные территории стран ЕС, Великобритании и Норвегии, в отношении которых эмбарго введено. Имеются в виду, например, 10 зарубежных территорий Великобритании (Бермудские острова, карибские о-ва Монтсеррат, Каймановые, Теркс и Кайкос) и три южнокарибские автономии Нидерландов. Эти территории – весьма знаковые центры общемирового реэкспорта и офшорного бизнеса. Причем имеется информация, что они с 2014 года участвуют в «обходящих» санкции реэкспортных операциях между Западом и РФ. Участвует в тех же операциях ряд заморских регионов Франции, а также Фарерских островов и Гренландии, автономных от Дании (а Дания с Францией, напомним, – члены ЕС).

Характерно в этой связи, что именно все зарубежные территории не только стран ЕС, Великобритании и Норвегии, но и участвующих в санкциях США, Австралии и Новой Зеландии обозначаются в таможенном реестре РФ/ЕАЭС как отдельные торговые партнеры.

По непонятным причинам вне эмбарго остались и не участвующие в ЕС Исландия, Швейцария, Лихтенштейн, Албания и Северная Македония, которые ввели жесткие антироссийские санкции.

Как видно, полное прекращение транспортно-экономических связей между РФ и странами Запада едва ли планируется обеими сторонами. Плюс к тому внешнеторговые перевозки Евросоюза, Великобритании и Норвегии с большинством стран ЕАЭС и всего СНГ возможны только через Россию и по российско-белорусским магистралям. А эти страны ближнего зарубежья по-прежнему стоят вне санкционной «дуэли» РФ – Запад.

В то же время половинчатость ограничительных мер, введенных Россией в отношении автоперевозок грузов компаниями, зарегистрированными в странах, которые ввели против РФ санкции, чревато нанесением ей известного экономического ущерба.

Леонид Алексеев, политолог

Источник