Россия – Южная Осетия: новый этап интеграции

К марту 2023 года Республика Южная Осетия перейдёт на ставки экспортно-импортных пошлин Евразийского Экономического Союза. При этом таможенные процедуры РЮО и России будут проводиться по единым правилам. Соответствующий протокол 7 февраля 2023 г. подписали глава ФТС России Владимир Булавин и руководитель Таможенного комитета РЮО Мурат Цховребов. Действие протокола рассчитано на три года, с дальнейшим продлением. Заметим, что включение Южной Осетии в таможенную систему РФ / ЕАЭС было предусмотрено соглашением 2016 года России с Южной Осетией «Об интеграции таможенных органов и процедур».

Таким образом, в соответствии с этими документами Южная Осетия фактически стала страной-участницей Евразийского Союза, что, разумеется, свидетельствует об экономической значимости небольшой территории на южных склонах Кавказского хребта в контексте евразийской интеграции.

Стратегическую значимость для двусторонних отношений представляют также решения межправительственной комиссии по торговле и сотрудничеству, заседание которой состоялось 8 февраля 2023 г. в Москве. Напомним, что российскую часть этой комиссии возглавляет вице-премьер РФ Александр Новак: тем самым подчеркивается весьма важная роль Южной Осетии и российско-южноосетинских отношений во внешней политике и внешнеэкономических связях России.

Как отметил сопредседатель межправкомиссии премьер-министр РЮО Константин Джуссоев, в ходе её заседания утверждён объем финансовой помощи республике со стороны России на 2023 год «в объёме 5 млрд. 560 млн. 538 тыс. рублей. Это значит, что в Южной Осетии продолжится развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, агропромышленного комплекса, жилищного строительства, здравоохранения, курортно-туристической отрасли, ряда других отраслей». По словам южноосетинского премьера, российская сторона «в полной мере выполняет взятые на себя обязательства и всячески содействует развитию республики, несмотря на сложную международную обстановку». Схожие оценки высказал по завершении заседания межправкомиссии и Александр Новак, отметив, что взаимоотношения обеих стран «прошли испытание временем и строятся на принципах союзничества и интеграции». Вице-премьер РФ подчеркнул, что «Республика Южная Осетия является стратегическим партнером России, обеспечение безопасности и стабильности которого отвечает долгосрочным интересам нашей страны».

Присоединение Южной Осетии к договору о Таможенном кодексе ЕАЭС стало сугубо положительным шагом, отмечает заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач: Я не вижу никаких минусов. У этого решения сплошные плюсы. Переход на законодательство ЕАЭС должен существенно ускорить и упростить процедуры таможенного оформления. То есть люди и бизнесмены будут тратить намного меньше времени на то, чтобы пересечь границу между нашими странами». Между тем, известие об унификации таможенных тарифов и пошлин жители кавказской республики встретили настороженно, пишет «Спутник – Южная Осетия». Не повысятся ли цены на продукты, почём теперь будет «растаможка» автомобилей, порядок таможенного декларирования товаров? Заместитель главы ФТС России Денис Терещенко уверяет, что ратификация документа никак не отразится на ценах в магазинах республики: «В отношении товаров, ввозимых из РФ, доля которых во внешней торговле РЮО составляет почти 95%, переход на ЕТТ ЕАЭС не повлечет изменения цен в магазинах республики. Между нашими государствами продолжат действовать преференции во взаимной торговле, закрепленные ранее подписанным соглашением о режиме торговли от 02.03.2012. При ввозе товаров из третьих стран ставки ввозных таможенных пошлин повысятся, что позволит увеличить доходы бюджета республики. С действующих в настоящее время 1,5% от таможенной стоимости сигарет до 20%, но не менее 2 евро за 1000 штук в зависимости от их категории».

По словам чиновника, подписание протокола позволит предпринимателям республики перейти на упрощенную процедуру таможенного оформления. Мероприятия, проводимые в рамках плана интеграции, направлены на упрощение перемещения товаров через российско-юго-осетинскую границу. ФТС России предлагает максимально упростить перемещение путем признания югоосетинской стороной результатов таможенного контроля, проведенного российскими таможенными органами. Что же касается волнующего вопроса о ценах в магазинах, то Мурат Цховребов уверен, что этого не произойдет, ибо что ставки ЕТТ ЕАЭС будут затрагивать только на 5% товаров, ввозимых на территорию республики: «Это товары, которые завозятся к нам из третьих стран. К ним, в частности, относятся сигареты, цена на которые поднимется на 2 рубля. На все остальные 95% товаров законодательство ЕАЭС распространяться не будет. У нашей республики с Россией есть соглашение о режиме торговли товарами, подписанное в 2012 году. В соответствии с ним товары, произведенные в Южной Осетии и России, при ввозе на территорию друг друга не облагаются таможенными пошлинами. Так что на основной части товаров потребительского назначения подписание Протокола никак не отразится».

Цены на «растаможку» никак не поменяются, в частности для легковых автомобилей, не подпадающих под единый таможенный тариф ЕАЭС. Сырьё, которое предприниматели или инвесторы будут завозить на территорию Южной Осетии, можно будет помещать в режим переработки товаров – беспошлинный, но только в случае последующего вывоза товаров за пределы республики. Кроме того, по словам М. Цховребова, переход на таможенные тарифы ЕАЭС позволит Южной Осетии развивать торговые отношения не только с Россией, но и с другими странами-членами ЕАЭС, в частности с Арменией и Беларусью: «Несмотря на то, что эти страны нас не признали, мы все равно можем развивать с ними торговые отношения. Если у нас будет сертификат соответствия товара СТ-1, тогда наш товар может поставляться во все страны-члены ЕАЭС». Надо надеяться, что так и будет…

Характерно и то, что примерно с середины января с.г. появляются официально не опровергаемые сообщения о предстоящем возобновлении работы нефтепровода Баку – Тбилиси – Супса, в том числе – для транзита и казахстанской нефти. Напомним, что через на территорию Южной Осетии примерно на 2-километровом участке заходит нефтепровод из Азербайджана в грузинский порт Супса. А транснациональный консорциум во главе с «Бритиш петролеум» («БП»), контролирующий эту артерию, неоднократно заявлял, что не опасается каких-либо проблем и не планирует «переносить» южноосетинский участок этого трубопровода в сопредельный район Грузии.

В Азербайджане также не исключают возможности возобновления прерванной с мая 2022 года прокачки нефти по трубопроводу Баку – Супса, сообщил 26 января вице-президент British Petroleum по коммуникациям и внешним связям в Каспийском и Ближневосточном регионах Бахтияр Асланбейли. Он пояснил, что открытие этой артерии «будет зависеть от заявок грузоотправителей на танкерную загрузку в порту Супса. В случае получения таких заявок поставки можно будет возобновить практически в тот же момент. Поскольку трубопровод Баку–Супса уже подключён (выделено ВПА)к перекачивающей сети». То есть, этот маршрут подготовлен к возобновлению нефтетранзита.

В свою очередь, «Казинформ» 1 февраля с.г. сообщил об обоюдной заинтересованности Казахстана и Азербайджана в функционировании рассматриваемого экспортного пути: «…эксперты вАзербайджане считают,чточерез Баку реально транспортировать в год максимально 8-10 млн. тонн нефти из Казахстана с учетом задействования нефтепровода Баку – Супса». Причем со ссылкой на казахстанского премьера Алихана Смаилова сообщается, что «по всем направлениям» нефтетранзитных маршрутов в обход РФ, «включая трубопровод Баку – Супса, сейчас ведется работа по расширению и по увеличению потенциала экспорта нефти».

Словом, Южная Осетия становится всё более важным субъектом региональных внешнеэкономических связей. Характерно, что ни союзнические взаимоотношения РФ и Южной Осетии, ни антироссийские санкции Запад не считает препятствием для транзита каспийской нефти.

Вероятно, это следует рассматривать в более широком контексте политики Запада на Кавказе в условиях проведения специальной военной операции России на территории бывшей Украинской ССР (1). Укрепление энергетического сотрудничества с Азербайджаном, отправка псевдо-«гражданской» наблюдательской миссии в Армению, давление на правительство «Грузинской мечты» в пользу присоединения Грузии к антироссийским санкциям и сомнительные дезинформационные вбросы сопровождаются сворачиванием Женевского консультационного формата по стабильности и безопасности в Закавказье. По итогам телефонного разговора 21 февраля заместителя министра иностранных дел РФ Михаила Галузина со спецпредставителем ЕС по Южному Кавказу Тойво Клааром российская сторона вновь заострила внимание на контрпродуктивности неоднократных и немотивированных отмен сопредседателями регулярных раундов Международных женевских дискуссий, что способно привести к фактическому блокированию работы этого важного переговорного механизма. «Подтверждена позиция российской стороны в пользу продолжения Международных женевских дискуссий по устоявшейся повестке дня с акцентом на обеспечение прочной безопасности Республики Абхазия и Республики Южная Осетия», – говорится в сообщении МИД РФ.

Встреча Президентов России и Южной Осетии Владимира Путина и Алана Гаглоева, на которой планировалось обсудить перспективы двустороннего сотрудничества, в частности, в социально-экономической сфере пока перенесена по объективным (медицинским) показаниям. В июне прошлого года А. Гаглоев приезжал в Москву для консультаций по поводу возможного референдума о вхождении республики в состав России (соответствующий указ был подписан его предшественником Анатолием Бибиловым). Надо полагать, консультации будут продолжены на фоне дальнейшего укрепления двусторонних взаимоотношений не только в социально-экономической, но и в военно-политической сфере.

Примечания

(1) Уроженцы Южной Осетии убыли в зону проведения СВО составе подразделений 4-й российской военной базы, расквартированной в республике, а также в составе формировавшихся в Северной Осетии «Алания» и «Шторм. Осетия». Участие в боевых действиях дает возможность получить бесценный опыт реальных боев, нивелировать «ущельные предрассудки», способствует формированию полноценной, сплоченной боевой единицы, где взаимопомощь становится смыслом жизни, пишет EurAsia Daily. Вместе с тем, «в практике формирования воинских подразделений, созданных по национальному признаку, таятся и угрозы. В случае массированных «прилетов» или наступления единовременные “национальные” потери могут быть большими. Как основание для опасений — подрыв в январе на фугасе бойцов батальона «Алания». Погибли Эльбрус Туаев, Мурат Цахилов, Георгий Джигкаев, позже от ран скончался Давид Агнаев. Еще шесть человек получили ранения».

Алексей Балиев, политолог

Источник