Польша и страны Балтии усиленно отгораживаются от России и Белоруссии

Польша, Литва, Латвия и Эстония строят на своих границах с Россией и Белоруссией высокотехнологичные барьеры, посредством которых Варшава, Вильнюс, Рига и Таллин хотят отгородиться от своих «нецивилизованных и агрессивных» соседей. Зачастую строительство этих заграждений оборачивается коррупционными скандалами, как в Латвии, где уже не первый год заборостроителей ловят за вороватую руку. Но сам процесс огораживания не прекращается.

Процесс в разгаре

В начале февраля 2023-го стало известно о том, что через месяц Польша начнёт строительство «электронного заграждения» на своей границе с Калининградской областью. Пресс-секретарь польской пограничной стражи Анна Михальская сообщила, что в настоящее время военные её страны оборудуют там забор из колючей проволоки. А когда эту работу закончат, то начнут устраивать, по словам Михальской, «систему датчиков и камер, благодаря которой можно круглосуточно контролировать рубежи, независимо от погодных условий, без необходимости находиться на линии границы». В конце прошлого года польские власти подписали контракт на строительство этого электронного барьера на сумму 84 миллиона долларов. «Электронная система на участке с Калининградской областью будет пролегать на 200-километровом участке сухопутной границы», – пояснила Михальская.

По её информации, в настоящее время подрядчик находится в процессе подготовки соответствующего проекта, который потом будет передан пограничникам на утверждение. При этом, по данным польских спецслужб, обстановка на границе с Россией остаётся спокойной. В прошлом году было зарегистрировано всего 11 попыток незаконного пересечения. Кроме того, имели место случаи въезда на пограничную полосу. Как правило, нарушителями оказываются грибники, потерявшие ориентацию на местности, и туристы, которые хотели сфотографироваться на фоне пограничного столба.

В прошлом году Польша построила забор на границе с Белоруссией. Его длина составляет 186 километров, высота – пять метров, стоимость – 1,6 млрд злотых (около 400 млн долларов). Конструкцию оснастили камерами ночного видения, датчиками движения и другой электроникой.

Здесь, в отличие от границы Польши с РФ, обстановка крайне напряжённая. Вот уже полтора года эту границу штурмуют нелегальные мигранты, прибывшие в Белоруссию из стран Азии и Африки. Польские пограничники применяют в отношении этих беженцев самые жестокие методы, что зачастую приводит к смерти мигрантов. «Накануне ночью польские военные на служебном транспорте доставили к заграждению на границе с Беларусью группу иностранцев. Затем, открыв калитку для животных, насильно вытолкнули всю группу беженцев и оставили их в опасном для жизни положении», – сообщили, например, в белорусском Госпограничном комитете 9 февраля. Там констатируют, что «заграждения, построенные на границе с Беларусью, стали инструментом, который калечит людей и используется польскими силовиками для выбрасывания живых и мертвых беженцев».

Строительством заборов, которыми они желают отгородиться от России и Белоруссии, озаботились и Латвия с Литвой. Свой 550-километровый забор на границе с РБ Литва закончила в декабре 2022-го. Причём литовцы постарались сделать заграждение максимально прочным, чтобы их не смогли повредить нелегальные мигранты, зачастую использующие специальные технические средства, чтобы сломать петли и открыть ворота. Всего на этот проект было потрачено 144,9 миллиона евро. Возведение же 40-километрового забора на границе с Россией литовцы завершили ещё в 2017 году. Стоимость двухметрового металлического ограждения с электронными устройствами контроля составила около 1,5 миллиона евро.

«Проклятое» место

В первых числах февраля 2023-го латвийские СМИ сообщили о том, что возбуждено уголовное дело против руководителей Государственного агентства снабжения (NVA). На них возлагают вину за поставки некачественной колючей проволоки для ограждения границы с Белоруссией. Обвинения предъявлены директору NVA Рамоне Иннусе, руководителю департамента развития инфраструктуры учреждения Оскару Дзиркалису, главе административно-закупочного отдела Раймондсу Дуцису, начальнику отдела правового обеспечения закупок юридического управления Байбе Дзене и совладельцу компании DN Sistemas Юрису Тейвансу. Первое судебное заседание по их делу состоится 24 апреля в Рижском городском суде.

В декабре 2022-го латвийская прокуратура известила, тогда ещё не называя имен, что в период с 20 октября по 6 декабря 2021 года некий предприниматель, вступив в сговор с четырьмя должностными лицами NVA, поставил агентству 25 тысяч метров колючей проволоки Concertina CBT-60. Однако качество этой поставки не соответствовало, мягко говоря, характеристикам, установленным Госагенством снабжения. Обвиняемые, по версии прокуратуры, мошенническим путем присвоили средства (более 300 тысяч евро), которые были выделены NVA на покупку качественной проволоки.

Латвия строит на границе с Белоруссией 173-километровый забор. Его планируют закончить к 2024 году (от России Латвийская Республика уже отгородилась). Это поистине «проклятое место», ибо нынешний коррупционный скандал, связанный с данным заграждением не первый. В 2019 году латвийское государственное Бюро внутренней безопасности задержало бывшего главу погранохраны Нормунда Гарбарса и двух руководителей строительной компании Igate. В 2014 году Государственная пограничная охрана Латвии заключила с Igate договор на 17,5 млн евро о том, что она построит вдоль границы с Россией забор с камерами видеонаблюдения и сенсорными системами, возведёт там мосты и другую необходимую инфраструктуру. В 2018 году Igate также выиграла тендер ещё и на обустройство границы Латвии с Белоруссией.

А через некоторое время руководство фирмы обвинили в том, что оно, вступив в сговор с руководством погранохраны, выполняло свою работу по явно завышенным ценам. Дело в том, что строящиеся по проекту и технической спецификации объекты были в ходе работ заменены на более дешёвые. Нецелевое расходование государственных средств нанесло казне ущерб, по оценке прокуратуры, в размере 5,4 млн евро. Плюс куда-то исчезли бревна, оставшиеся от срубленных на границе деревьев – как подозревали, их тайком сбыли на сторону, распределив прибыль по карманам. Тень подозрений упала не только на бывшего, но и на текущего главу Госпогранохраны Гунтиса Пуятса – его тоже задержали. Однако Пуятс, по сути, отделался легким испугом: через несколько месяцев подозрения с него официально сняли и он остался на прежнем посту.

Что касается Гарбарса и его подельников из Igate, то им так легко отделаться не удалось. Против них сыграл начавшийся летом 2021-го миграционный кризис, когда в Латвию устремились со стороны Белоруссии толпы нелегальных мигрантов. А поскольку на их пути не оказалось забора, строительство которого «стараниями» Гарбарса и его коллег в своё время крайне замедлилось, общественность пришла в ярость. Уголовный процесс в отношении Нормунда Гарбарса, председателя правления Igate Мариса Пейланса и ещё четверых лиц сейчас в самом разгаре – их обвиняют в мошенничестве в крупных размерах. Поскольку время сейчас напряжённое, в стране активизировался поиск «врагов», то под горячую руку Гарбарсу, Пейлансу и К° могут влепить реальный срок…

Собираются бороться с российскими беспилотниками

Эстония тоже уже не первый год строит заграждения на границе с Россией. При этом сейчас особое внимание уделяется борьбе не только с пешими, но и с крылатыми нарушителями. «Если число незаконных пересечений границы за последние годы остаётся на стабильно одинаковом уровне, то количество нарушений, совершённых с помощью дронов, значительно выросло. Лишь за десять месяцев этого года пограничники выявили в Ида-Вирумаа 106 несогласованных полетов дронов, среди которых были как нарушения, совершённые по незнанию, так и несколько трансграничных преступлений (дроны, в частности, используются контрабандистами, переправляющими через границу дешёвые белорусские сигареты. – А.К.)», – заявили в эстонском министерстве внутренних дел в декабре 2022-го.

Сейчас на фоне опыта вооруженного конфликта на Украине эстонские власти много рассуждают о том, что нужно готовиться к массовым атакам вражеских беспилотников. И не только рассуждают, но и действуют. Недавно стало известно о том, что в северо-восточном эстонском уезде Ида-Вирумаа близ рубежей РФ будут установлены 15 дополнительных радарных позиций. Эстонский Департамент полиции и погранохраны обещает создать «современную систему мониторинга в режиме реального времени». Местный префект Тарво Крууп поясняет: «Сейчас техника для мониторинга покрывает около семидесяти процентов речной границы в Нарве. Этого недостаточно для полной картины происходящего в пограничной зоне. Полное обеспечение возможностей для мониторинга является частью проекта строительства восточной границы».

Департамент, по словам Круупа, собирается в ближайшие годы создать в Ида-Вирумаа «отдельную систему обнаружения и нейтрализации дронов, которая состоит из радаров и прочих комбинированных систем, а также относящейся к ней пограничной инфраструктуры». Для возведения радарных позиций министерство внутренних дел планирует приобрести подходящие участки у местных самоуправлений. В частности, МВД хочет получить то самое место, где ещё недавно в Нарве стоял советский мемориальный танк Т-34. Невзирая на протесты наровчан, танк минувшим летом оттуда убрали, ну а место недолго оставалось бесхозным – ему нашли новое применение.

Вице-канцлер по внутренней безопасности МВД Эстонии Вейко Коммусаар отметил, что система обнаружения и нейтрализации дронов поможет поднять охрану границы с Россией на новый уровень. «Наша граница и сейчас хорошо охраняется, и безопасность обеспечена. Но благодаря мониторингу и нейтрализации дронов, граница вскоре станет ещё безопаснее. Для этого нам и нужны дополнительные позиции для мониторинга на берегу реки Нарва. Лучшим местом для этого является территория между городами Нарва и Нарва-Йыэсуу, где раньше располагался памятник-танк. Министерство внутренних дел предложило Нарве отдать территорию в собственность государства», – пояснил Коммусаар.

У жителей Ида-Вирумаа (а этот уезд населён главным образом русскоязычными) целенаправленно создают чувство психоза: людям начинает казаться, что война начнётся буквально вот-вот…

Артур Кодратенко, политолог

Источник