В ожидании выхода из БРЭЛЛ Прибалтика готовится к массовым отключениям

Весной будущего года состоятся испытания по изолированной работе электросетей Прибалтики. И лишь после того, как их признают успешными, будет объявлена точная дата, когда страны Прибалтики смогут отключиться от единой энергосистемы Белоруссии, России, Эстонии, Литвы и Латвии (БРЭЛЛ). Другое дело, что вряд ли это облегчит жизнь обитателям данного региона, и без того страдающим от бесчеловечных тарифов за электричество и готовящимся к возможным отключениям.

«Мы выполнили свою домашнюю работу»

На днях литовский министр энергетики Дайнюс Крейвис сообщил: «Весной все электроэнергетические системы наших стран будут участвовать в испытаниях по их независимой работе. После этого мы планируем объявить точную дату отключения от кольца БРЭЛЛ». До недавнего времени линии электропередачи Литвы, Латвии и Эстонии были интегрированы лишь в восточном направлении – в рамках системы БРЭЛЛ, оставшейся от советских времён. Такое положение дел очень тяготило Вильнюс, Ригу и Таллин, рассматривавших его как проявление «недостаточного суверенитета». Поэтому прибалты начали работу по подключению к электросетям остального ЕС – через Польшу. И одновременно с синхронизацией с Евросоюзом должно произойти отключение этих стран от единой системы БРЭЛЛ.

Стоит напомнить, что Литва, Латвия и Эстония решили отсоединиться от БРЭЛЛ и синхронизироваться с энергосистемой ЕС ещё несколько лет назад. Для этого будет использована уже построенная смычка LitPol Link и морской кабель Harmony Link, находящийся в процессе стройки. Литва всеми силами стремится ускорить реализацию этого проекта, завершение которого первоначально планировалось на 2025 год. Однако теперь в Литве считают, что есть возможности ускорить процесс и завершить синхронизацию уже к февралю 2024 года. «Латвия и Эстония пока с этим не согласны, они ссылаются на технические аспекты, но убедительных аргументов мы не слышим. Еврокомиссия, Польша нас поддерживают», – уточнил Крейвис.

24 ноября премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните объявила, что республика объявит точную дату выхода из БРЭЛЛ в следующем году. Принимая участие в открытии форума GreenTech Vilnius, Шимоните сказала: «Ранее планировалось, что этот процесс завершится в 2025 году. Тем не менее мы усердно работали – и, думаю, успешно выполнили свою домашнюю работу. Верю, что синхронизацию (с сетями ЕС. – А.К.) удастся завершить раньше». Глава литовского кабмина сообщила, что в целях ускорения этого процесса ее страна тесно сотрудничает с Латвией и Эстонией. По её словам, спешка в этом деле поможет минимизировать возможности России оказывать влияние на страны Прибалтики через их зависимость от кольца БРЭЛЛ.

Тут надо отметить, что ещё в прошлом году Литва и так сделала всё возможное, чтобы если не полностью, но максимально возможно обособиться от БРЭЛЛ, дабы в страну не попала энергия, произведенная на Белорусской АЭС, которой Вильнюс с самого начала объявил войну. И что характерно: в последние месяцы в Литве цены на электричество – как для бытовых потребителей, так и для коммерческих – бьют рекорды. Ещё в августе, когда в стране был зарегистрирован скачок цен на электроэнергию, достигший 4 евро за киловатт-час (244 рубля), президент местной конфедерации промышленников Видмантас Янулявичюс дал понять, что добром для крупных предприятий это не кончится. «Евро за киловатт-час – уже была космическая цена. Потом было два евро – тоже космос. Четыре евро – сверхабсурдно. В таком случае хочется остановить всё производство и оставить его в свободном режиме. Если только производственная технология позволит это сделать… Поскольку есть такие области производства, например химическая, где производство остановить не очень-то и можно», – предупредил Янулявичюс.

«Ежечасно следим за ценами»

Тогда, три с половиной месяца назад, В. Янулявичюс всячески старался напомнить, что главную проблему для промышленного производства способен создать высокий рост себестоимости продукции. Стоимость же товара для клиентов повысить невозможно, так как она зафиксирована в контрактах. «С такими ценами на электричество мы не можем продать свою продукцию. Промышленные предприятия раньше платили за электричество 7-10 евроцентов за киловатт-час без НДС. Представьте, что подорожание идёт в десятки раз. То есть мы должны вдвое поднимать цену на продукцию. Но мы не можем этого сделать, поскольку договоры заключены на год», – пояснил глава литовских промышленников.

А спустя месяц Янулявичюс сообщил, что из-за высоких цен на электричество в стране частично или полностью прекратили свою деятельность 12 компаний. Позже он уточнил, что таких компаний уже 16. «Это число будет расти каждую неделю. Не надо думать, что предпринимателям легко даются такие решения. Страдает и пищевая промышленность, молочная, связанные с ней небольшие компании, много фирм обрабатывающей сферы… Кроме того, страдает производство пластика», – признался Янулявичюс. Тот факт, что немало фирм частично приостановили свою деятельность, подтвердил и глава ассоциации инженерной и технологической промышленности Литвы Дарюс Ласенис. «Оставшиеся работают в таких условиях, какие есть», – уныло отметил он.

Причины того, что литовские компании одна за другой останавливают свою деятельность, совершенно одинаковы. Так, один из владельцев фирмы Rokiškio sūris (крупнейший в Литве производитель молочных продуктов) Далюс Трумпа поведал, что если в прошлом году его компания платила за электроэнергию 280 тыс. евро в месяц, то в текущем – уже 2 млн евро. «Чтобы компенсировать эти расходы, мы должны были бы повысить цены на двадцать процентов. Сейчас мы тратим на электричество те деньги, которые назначались на повышение зарплат, на инвестиции», – поведал Трумпа, добавив, что компания ждёт немедленной и весомой помощи правительства. Он считает, что обещаемые властями инвестиции в возобновляющуюся энергетику требуют времени и нынешних проблем производственного сектора решить не успеют.

Кроме того, по мнению Трумпы, за цены на электроэнергию должно отвечать именно правительство, а не сбрасывать с себя ответственность, как практикует нынешний кабмин во главе с Ингридой Шимоните. «Если руководствоваться нынешней логикой властей, то мы возвращаемся к тому строю, при котором каждый бизнес производит электроэнергию для себя сам. Сам производит топливо, сам прокладывает дороги – а ещё, чего доброго, выяснится, что не сможет пользоваться государственными. Но ведь это обязанности государства, которому бизнес платит огромные налоги!.. Если поставки электричества – не обязанность государства, то я не знаю, для чего нужно государство. Деньги с народа собирать?» – возмущается литовский предприниматель.

Заместитель гендиректора компании Panevėžio Auridа (занимающейся производством автомобильных компрессоров) Мантас Клупшас сказал, что внимательно следит за ценами на электроэнергию. «Мы покупаем электричество на бирже. Поэтому ежечасно следим за ценами. В определённые часы оборудование, которому нужно много электричества, не включаем. В начале недели проведем собрание, будем решать, как работать дальше. Может, сократим рабочую неделю, но увеличим количество часов… Надо думать», – сказал Клупшас, отметив, что заказы есть, поэтому останавливать производство они пока не планируют. «Может, остановим производство в декабре. Есть такие планы, потому что в декабре-январе кВт/ч дорожает в два раза. Есть идея остановки производства», – признал он.

Мы за ценой не постоим

Аналогичные проблемы наблюдаются и в двух других странах Балтии. Особенно «красочная» ситуация в Эстонии, премьер-министр которой Кая Каллас предупредила жителей о возможных отключениях электричества. «Говоря об отключениях, я никого не запугиваю. Просто констатирую тот факт, что мы должны уменьшить потребление и развести его по времени с часами пик. То есть в часы пик, которые приходятся на промежутки с 7 до 9 и с 16 до 19 часов, мы должны потреблять меньше, так как в это время потребление и так большое. Если мы этого не сделаем, то мы можем быть вынуждены производить региональные отключения электроэнергии на несколько часов. Надеюсь, этого не произойдет», – отметила Каллас.

Но как же вообще получилось так, что эстонцы оказались столь бедны электричеством? Тут нужно иметь в виду то, что в начале июня операторы электросетей Литвы, Латвии и Эстонии решили отказаться от произведенной в России электроэнергии для балансирования своих энергосистем. Представители литовского оператора Litgrid сообщили, что они с коллегами из Латвии и Эстонии теперь «поддерживают баланс в системе общими усилиями самостоятельно», используя только резервные мощности – свои, Швеции и Польши». Ранее экспорт электричества в регион и балансирующие перетоки с использованием российской электроэнергии обеспечивались через расчеты с российской «Интер РАО». Но с 22 мая данная компания полностью прекратила экспорт электроэнергии в страны Балтии и ЕС. Это произошло после того, как «Интер РАО» получила извещение от европейской энергобиржи Nord Pool о прекращении торговли со структурами российской компании «в связи с риском невозможности оплаты российской электроэнергии» из-за санкций. В середине мая по той же причине были остановлены энерготорги с Финляндией.

Сегодня страны Балтии соединены с Россией лишь техническими (т.е. балансирующими) перетоками электроэнергии по приграничным ЛЭП. О выходе стран Балтии из БРЭЛЛ можно будет говорить только после полного отключения от российских ЛЭП и прохождения необходимых юридических процедур с официальными уведомлениями. Эксперты по электроэнергетике считают, что, хотя Россия и понесет определенные финансовые потери, отключение от БРЭЛЛ негативно скажется прежде всего на самих прибалтийских государствах.

«Изъятие российской электроэнергии с Nord Pool приведет к росту цен. В результате потребители в странах Балтии будут платить за электричество на 250 млн долларов в год больше только за счет использования более дорогой генерации и еще около 150 млн долларов за дополнительные выбросы СО2», – подсчитал аналитик Vygon Consulting Кирилл Степанченко.

Впрочем, когда для руководства стран Прибалтики, если речь заходит об «остаточне прощавай» России, был важен вопрос наполнения карманов их налогоплательщиков?

Артур Кондратенко, политолог

Источник