Будущее Евразийского Союза — этно-конфессиональные гражданские столкновения?

Некоторое время назад в российских СМИ появилась информация, что кавказские россияне, представители среднеазиатских диаспор, а также татарские националисты планируют провести в Москве «Общероссийский митинг против исламофобии». Вот выдержка из «Независимой газеты»: «О возможных уличных протестах заговорили недавно и в среднеазиатских диаспорах. «Мигрантов эта ситуация может довести до взрыва, – заявил 3 декабря в интервью одному из исламских сайтов председатель Союза таджикской молодежи в России Иззат Аман, жалуясь на якобы имеющий место, по его словам, «разгул фашизма в России». – В прошлом году, когда в Москве таджикам-дворникам не дали зарплату, они вышли и протестовали. Когда ситуация достигнет точки взрыва, они выйдут снова. Только в Москве 500 тысяч граждан Таджикистана, а по всей России их два миллиона – мало не покажется». Ранее Аман сообщал таджикским СМИ, что его организация со штаб-квартирой в Москве, созданная в 2007 году, насчитывает в своих рядах 6 тыс. человек.

В свою очередь, Магомедов (Мухаммад Магомедов представляет дагестанскую региональную общественную организацию «Союз справедливых» — прим. Э.Х.) сообщил «НГ», что подготовляемая им и его единомышленниками акция в столице не планируется как «чисто кавказская». «Мы кавказцы, но не хотели бы замыкаться в этом», – сказал он, указав, что и представители других национальностей могут быть солидарны с ними. «Мы говорим, что в стране есть проблемы по национальной и религиозной линии, и эти процессы нам не нравятся. Есть множество людей, не кавказцев и даже не мусульман, которые наши взгляды разделяют», – считает представитель северокавказского движения».

Можно конечно гневно воскликнуть, в стиле рассерженного «понаехавшими» обывателя: «Ах, они неблагодарные, мы их кормим (Кавказ) даем возможность заработка в России (Средняя Азия), а они еще тут понимаешь, права качают! Всех в исторический ареал обитания, а со Средней Азией – срочный визовый режим!».
Но давайте хотя бы на минутку задумаемся. Почему за постсоветскую действительность градус этно-конфессионального неприятия в России повышается?

Не будем сейчас говорить о Кавказе, это отдельная тема. В свете скорого рождения Евразийского Союза, тема Средней Азии (или как излагает постсоветское экспертное сообщество – Центральной Азии) будет на наших российских просторах все более и более актуальной. Уже в «прихожей» нового Союза стоит Кыргызстан, за ним достаточно высока вероятность вступления Таджикистана, в зависимости от того, кто придет на смену Исламу Абдуганиевичу ускорится, или наоборот не ускорится, появление в новом Союзе Узбекистана, ну а там глядишь, все вмести уговорят и Гурбангулы Мяликгулыевича.

И вот когда на перекрестке Евразии вновь соединятся Россия и Средняя Азия (должны же рано или поздно помирится эти две «сестры»), что тогда скажут очень национальноориентированные граждане (назовем так мягко радикальных националистов) общего пространства, как будут друг друга «выпроваживать к себе домой»? Дом общий и свою «комнату» на ключ от соседа уже не закроешь.

Сразу после развала СССР, когда еще люди помнили что такое дружба народов, проблема «чужих» с Юга постсоветского пространства не стояла. Она стала обострятся (или ее стали сознательно обострять) постепенно, выросло новое поколение россиян, два десятка лет «метания» российской «элиты» и ее неспособность предложить постсоветскому пространству ничего реально решающего проблему напряжения в межнациональных отношениях говорит само за себя, где-то эти проблемы замалчиваются, где-то все ограничивается пустыми декларациями, не подтвержденными реальными делами. Очень активна последние несколько лет в российских СМИ только одна точка зрения – мигранты из Средней Азии – отрицательная проблема.

Как решать эту «проблему» похоже не знает никто. Как быстро все-таки мы утратили системность мышления государственных людей, если, к примеру, падают самолеты, сразу идут тактические запретительные меры, а то что вся отрасль российского гражданского авиастроения мягко говоря не в лучшем виде и задачу решать надо более масштабно, чем наказание конкретных авиакомпаний — нет-нет, это слишком сложно, а вдруг не справимся. Примерно так же и с людьми приезжающими на заработки из Средней Азии, увеличился поток – запретительные и ограничительные меры, адаптация только в сладких словесах.

А то что через какое-то время при объединении в новый Союз, в России не смогут указать среднеазиатам «на дверь» и они станут такими же гражданами общего государства, как-нибудь стерпится-слюбится? Проблема-то никуда не уйдет, и эта «проблема» уже сейчас недовольна и открыто говорит об этом заявлениями того же председателя Союза таджикской молодежи, и скромно хочется заметить, что недовольство небезосновательно. Если бы к приезжающим на заработки из Средней Азии относились нормально, не травили, не унижали, не смотрели на них в столицах как на рабочую скотину, разве были бы основания говорить подобное у представителя таджикской молодежи?

Ведь сразу найдется масса желающих перевести это недовольство в этно-конфессиональную плоскость и подлить масла в огонь.
Через два десятилетия после развала СССР наша российская «элита» не придумала никакого более прогрессивного проекта, чем поднимать наше национальное самосознание (и кто вдруг им сказал, что у нас оно низкое) и строить государственность на национальном фундаменте пусть самого большого и основного, но одного этноса многонациональной страны.
Кто у нас может забрать нашу историю, нашу страну и наше будущее — таджики, узбеки, туркмены, казахи, кыргызы?! Причем эта история общая – интернациональная. Нам самим-то от этого не смешно, к чему пестование национальных комплексов?

Меж тем, еще в 1996 году в одной из статей Андрей Григорьевич Здравомыслов (доктор философских наук, директор Центра социологического анализа межнациональных конфликтов Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИС и НП), специалист в области теоретической и практической социологии) утверждал: «Ориентация российской государственной политики на национализм в любых его вариантах неизбежно приведет к откату назад, к воспроизводству архаичных форм сознания».
Вот интересно, а зачем нашей «элите» ученые мужи, если она их все равно не слушает?

Недавно (уже после того, как написал статью «Россия без Средней Азии всего лишь региональная держава») случайно наткнулся в интернете на статью Федора Лукьянова — главного редактора журнала «Россия в глобальной политике», вот из нее небольшая выдержка: «Известно высказывание Збигнева Бжезинского: Россия остается империей, только если в сферу ее влияния входит Украина. Спустя почти 20 лет степень будущей «имперскости» России определяется в другой части мира — в Центральной Азии.

Когда в Беловежской Пуще республики — учредительницы Советского Союза решили его распустить, руководителей Средней Азии просто поставили перед фактом».

России нужен новый «Бросок на Юг»… но этот бросок должен быть не захватнический и колонизирующий, а прогрессивный.
Что может предложить постсоветская российская «элита» среднеазиатским «национальным окраинам» сегодня, архаику рейдерских захватов национальных предприятий российскими олигархами? Так там местных желающих в избытке, да и денег в России столько нет сейчас, по причине жадности все тех же российских «правителей», этим к примеру и пользуется Китай, скупая под носом у России всю Среднюю Азию…
Когда мы в состоянии будем дать среднеазиатским «национальным окраинам» прогресс (в том числе, а может быть и в первую очередь в межнациональных отношениях), а не архаику, тогда и можно будет говорить о настоящей общей стране.

А пока, если мы не займемся национальной политикой будущего Союза, то этно-конфессиональное напряжение может рано или поздно вылиться в…

Автор: Эрик Ханымамедов
Источник: topwar.ru

Теги: Россия