Кто тормозит перевооружение белорусской армии?

22 сентября состоялось совещание Президента по вопросу создания производства перспективных образцов вооружения. В текущем году это уже второй раз, когда Лукашенко обращается к вопросам перевооружения белорусской армии. Первый был в апреле, при посещении 558-го авиаремонтного завода в Барановичах, где была поставлена задача по организации производства в Беларуси самолетов и вертолетов. На этот раз разговор шел об «оснащении армии современным, высокоточным и эффективным оружием». Симптоматично, но Президент лично уже несколько раз обращает внимание на данную проблему. То, что вопросы переоснащения Вооруженных сил поднимаются снова и снова навевают на разные мысли.

Тот факт, что белорусские Вооруженные силы все еще остаются одними из самых боеспособных среди стран СНГ, признан многими военными экспертами. Или отмечается, что в отличие от многих бывших советских республик, Беларусь рачительно распорядилась наследством, доставшимся после развала СССР в виде вооружения и техники, военных складов арсеналов и бывшего Белорусского военного округа (как минимум не разбазарила, как некоторые), и сумела создать на этой базе боеготовую национальную армию.

Проведенные реформы и преобразования позволили сократить численность армии с 250 до сегодняшних 65 тыс. военнослужащих.

Что же касается вооружения и техники, то хотя по некоторым оценкам белорусская армия способна составить конкуренцию и противостоять натовским силам, все же большинство имеющихся в белорусской армии образцов лишь с большой натяжкой можно назвать современными. Давно назрела необходимость их модернизировать или, еще лучше, заменить.

Необходимо признать, что, по сути, за 22 года своего существования в белорусские Вооруженные силы, кроме как единичных образцов РЛС, АСУ, средств связи, и дивизиона ЗРК «Тор-М2», закупленного в России, на вооружение больше не поступило ни одной боевой единицы (танка, самолета, БМП, и т.д.).

Естественно, на все это нужны деньги и немалые, с чем в Беларуси как всегда проблема.

Но если посмотреть правде в глаза, то и без указаний Президента давно можно было заменить, если не все, то большую половину устаревших образцов вооружения на современные, отвечающие текущим требованиям. И сделать это можно было за счет денежных средств, получаемых от продажи избытков вооружения и техники, доставшегося в наследство от бывшего СССР. Но, почему-то, все эти деньги уходили в народное хозяйство, а армии доставались крохи, или вообще ничего.

Обратимся к цифрам. Военный бюджет на 2014 год в пересчете по курсу «вечнозеленого» составляет около 700 млн. $*. На первый взгляд – огромная сумма. Однако любой военный эксперт однозначно скажет, что для современной армии этого недостаточно. Ведь больше половины этих ассигнований хватит только на текущие потребности, говоря иными словами, «на кормежку и одежку». А оставшейся суммы хорошо, если хватит на ремонт и поддержание исправности стоящего на вооружении ВВТ.

Если сравнивать с военными бюджетами других стран,  то, к примеру, Азербайджан, страна, сопоставимая с Беларусью по населению и численности вооруженных сил, тратит в год на военные нужды более 3 млрд. долларов США. Это более чем в 4 раза больше чем Минск. Конечно, можно долго рассказывать о нефтеносных районов Каспийского моря и агрессии грозных армян, но дело совсем в другом. В силу определенной военно-политической обстановки не только руководство Азербайджана, но и каждый гражданин этой страны понимает важность обеспечения военной безопасности государства.

Не говоря уже об экономических и военных союзниках Беларуси  – России и Казахстане. Беспрецедентная по срокам и финансированию программа на перевооружение армии принята в России,  в рамках которой только до 2020 года выделено более 500 млрд.$. Казахстан в период 2012-2014 гг. на военные нужды затратил около 7 млрд.$, причем четверть этой суммы отведена на перевооружение армии.

Что тут сказать, белорусскому оборонному ведомству такие цифры даже и не снились. Хотя военные отлично понимают экономические возможности государства, так как живут в тех же условиях, что и все белорусы. И дело тут, скорей всего, не в Минобороны, которое, без сомнения, лишнего не запрашивает.

В этой ситуации непонятен подход белорусского Минфина к финансированию Вооруженных сил. Складывается впечатление, что оно, как и прежде, осуществляется по остаточному принципу. Почему то чиновники финансисты не поддерживают увеличение расходов на оборону, а считают, что выделенных сумм вполне достаточно. То есть, что оборона, что сельское хозяйство – все едино. Перенос вопросов в плоскость рассуждения о том, что «войны не будет», естественно порождает сомнение у граждан о важности военной безопасности страны как таковой.

Видно в Минфине пока еще не слышно о люстрации чиновников в Украине, или, того больше, о поисках виновных в развале украинской армии. Так и хочется спросить: а как фамилия «недостатка», который ратовал за сокращение военного бюджета (если не дай Бог «чего, не того»)?

Никто не спорит о важности для общества здравоохранения и образования, которым, кстати, в бюджете выделены почти сопоставимые с Минобороны суммы, 500 и 600 млн.$, соответственно.

Да только если сейчас спросить у правительства Украины, до здравоохранения и образования ли им, когда на карту поставлена целостность государства? На что сейчас тратится практически весь украинский бюджет? Зачем введен налог на армию?

Ответ, по-видимому, очевиден.

*Военный бюджет бывших республик СССР на 2014 год (по данным из открытых источников)

234

Сергей Бирич
Источник: belvpo.com 

Теги: Беларусь