Вот уже несколько месяцев на наших глазах происходит битва пропагандистских титанов – российских и украинских. Многие властные мужи, политики, политологи, журналисты-пропагандисты с обеих сторон как бы включились в соревнование, кто больше навешает на уши населению сочной лапши о войне на Украине. Состязание идет с переменным успехом.
Пропагандистский раунд с присоединением Крыма московские "правдорубы", вдохновенно твердившие, что российская армия там ни при чем, и все, мол, происходит исключительно и по велению сердец местного населения, — выиграли с большим отрывом. Дезавуировал совершенно неожиданно эту красивую легенду сам Путин: общаясь с россиянами в прямом эфире, он простодушно сознался в том, что и так все знали: российские военные – "зеленые человечки", которых прозвали "вежливыми людьми", — таки были в Крыму при деле. Без них вряд ли операция была бы такой успешной и даже — ювелирной.
Однако в Донбассе повторить подобное оказалось невозможно – подкачало то самое население. Проголосовав за независимые Донецкую и Луганскую республики, местное население не захотело за них умирать. Об этом не так давно, еще будучи "министром обороны" самопровозглашенной республики, российский гражданин Стрелков-Гиркин с горечью сетовал журналистам: не идут в ополчение! Несмотря на ежевечерние по всем центральным каналам пропагандистские залпы в помощь жителям "Новороссии", ни для кого уже давно не является секретом, что Россия поддерживает русскоязычных соотечественников в Донбассе не только морально.
Достаточно вспомнить мутную историю с грузом "200" — убитыми российскими десантниками, — кажется, впервые пришедшим с чужой территории после советской "помощи" Афганистану, и которую вначале напрочь отрицали, а потом всячески замалчивали власти и прирученные ими политологи. Когда в газете "Ведомости" вышла на эту тему острая редакционная статья "Воюем ли мы?", я подумала о том, что она (газета) скоро накроется медным тазом. Если не так, то эдак. И вот – результат. Она таки может накрыться. На днях Госдума в спринтерском порыве приняла в первом чтении новый закон о том, что иностранцы не могут владеть в российских СМИ больше чем 20% долей. Известно, что "Ведомости" больше чем наполовину принадлежат западному инвестору.
В общем, донбасский пропагандистский раунд во время войны Кремль, похоже, проиграл. Сейчас, при перемирии, реванш берет команда прикормленных властями и Западом украинских политологов и журналистов.
Я с изумлением слежу за бурной деятельностью на просторах Интернета некоего ранее (до войны на Украине) мало кому известного полковника Дмитрия Тымчука, выпускника факультета журналистики Львовского военно-политического училища, главы неправительственной организации "Центр военно-политических исследований". С военной весны 2014 года он трансформировал свое детище в группу "Информационное сопротивление". И едва не с первых дней этого "сопротивления" стал звездой Интернета и СМИ на просторах СНГ. Свет этой недалекой украинской звезды с каждым днем заливает информационный мир все плотнее и мощнее.
В разгар войны на Донбассе эта "звезда" по несколько раз на дню посылала сигналы из своего "космоса": сегодня украинская армия уничтожила столько-то "террористов и боевиков", разбила столько-то российских танков, "Градов" и прочей военной техники. Соотечественники, сидя перед экранами мониторов и телевизоров, радовались и рукоплескали героическим солдатам и гвардейцам. Цифры успешных убийств украинцев украинцами (наемниками в том числе – с обеих сторон) с каждым днем все возрастали – счет перед перемирием шел уже едва не на тысячи.
При этом "террористы и боевики" почему-то не убывали, а продолжали истово сражаться и брать в "котлы" и армию, и нацгвардию, уничтожая и идейных, и подневольных противников, сжигая армейскую технику, захватывая ее и направляя против "оккупантов" и "бандеровцев". И даже сподобились провести свой "парад пленных" на День независимости Украины – в Донецке. Оценивая все это, уже и сами украинские журналисты стали иронизировать: если ежедневно убивают и берут в плен сотни "террористов", то их давно уже там не должно быть.
А вот и новая сенсация, заполонившая украинский сегмент Интернета: оказывается, вместе с гуманитарным конвоем "отмечено прибытие из России станций РЭБ и радиотехнической разведки. Данные станции укомплектованы штатными российскими специалистами и охраняются исключительно российскими военнослужащими. Перемещаются исключительно по ночам, тщательно маскируются, параметры работы станций местным террористам не сообщаются".
Дмитрий Тымчук сообщает: "Также с последним "гуманитарным конвоем" из РФ на Донбасс прибыли боеприпасы, которые разгружаются на складах как "ДНР", так и "ЛНР". А "в районе н.п. Снежное и Красный Луч разворачиваются "тыловые органы" (склады, ремонтные мастерские и т.д.). Там же созданы перевалочные базы. Часть грузов, прибывающих из России (в основном, боеприпасы, амуниция и снаряжение), переправляются далее в район н.п. Тельманово и далее на юг. Через Новоазовск из РФ прибывает тяжелая техника и вооружение".
Однако эту откровенно неправдивую информацию о боеприпасах в третьем российском гуманитарном конвое не подтвердил на брифинге представитель Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Лысенко. "У нас пока нет информации о том, что гуманитарный конвой доставлял какое-то вооружение", - заявил он.
Забавно, что задачей группы "Информационное сопротивление" обозначено "получение, обработка (проверка) и распространение оперативной информации относительно российского вторжения в Украину. Главная цель — противопоставить лжи российской пропаганды факты и создать реальную картину событий в информационном пространстве". А выходит, "перлы" от этой группы вынуждена развенчивать сама украинская власть. Вменяемые люди в политологических и журналистских кулуарах говорят о том, что подобные провокационные "вбросы" только вредят стране. И даже задаются вопросом: а на кого на самом деле работают такие люди?
Еще одна неуклюжая попытка задним числом обелить украинских паркетных военачальников — сюжет на телевизионном канале ТСН, в котором утверждается, что "российские войска применили в Донбассе кассетные боеприпасы, которые были использованы в районе Донецкого аэропорта и украинских позиций в поселке Пески". Якобы "по информации, полученной от разведчиков в зоне антитеррористической операции, также зафиксированы три выстрела баллистической ракетой "земля-земля" "Точка У", которая пробивает даже бетонные укрепрайоны".
Именно этот удар оправдывающийся министр обороны Гелетей и его помощники приняли за ядерный, который ни с каким иным не спутать даже шестикласснику, проходящему курс физики. Только теперь уже, чтобы хоть как-то замазать полный непрофессионализм министра, этот удар из ядерного превратился в химический. Доказательств – никаких. Ни по "ядерному" удару, ни по "химическому". А ведь чего проще – взять на анализ грунт, и все станет ясно. Да только кому это надо?
Однако всех, кажется, переплюнул журналист Роман Бочкала, который так описывал выход из окружения бойцов украинской армии:: "30-я бригада вырвалась из окружения в Лутугино. Это был ад. Сначала по ребятам били "градами", сгорело все что было. Во время движения накрыли авиацией - кассетными бомбами. Да, да — российские самолеты летают в районе Луганска уже, как дома. Дальше нарвались на российские танки Т-90. Их сопровождали, разумеется, тоже российские, вертолеты Ми-24. Когда отошли на, казалось, безопасное расстояние, достали "смерчами". Бочкала не сказал, что туда еще прямо из Кремля лупили ядерным оружием, видимо, потому что тогда его спасение из этого "российского ада" совсем невозможно было бы объяснить.
Вообще, вранье о ситуации в зоне антитеррористической операции, на фронте и в тылу армии, стало не только обыденной работой подобных политологов и журналистов-пропагандистов, но и частью украинской государственной политики. (Зеркальная ситуация и в России.) Причем, лгут почти все и, как оказалось, очень легко, полагая, что делают это во спасение. Нет, не Украины, конечно. Самих себя.
Об этом хорошо и доходчиво написал украинский политолог Юрий Романенко: "Кто врет? (Здесь и далее, на самом деле, он употребил сочное, но отнюдь не литературное слово, мне пришлось его заменить — А.Я.) Министр юстиции (Павел Петренко) говорит, что министр обороны не использует миллиарды на закупку (военной) техники. Данилюк (советник министра обороны) говорит, что восстанавливает старую технику, потому что нет денег на новую. Порошенко говорит, что у нас уничтожили 65% техники на первой линии, но армия получает десятки единиц техники, поэтому техника в армии есть. Вопрос: кто же врет?"
На днях я спросила у подруги-журналистки, убежавшей с семьей от войны в Донецке в другой украинский город, как они приживаются на новом месте. На что она философски ответила словами из тургеневского рассказа "Му-му": "Ко всему привыкает человек. И привык Герасим к полевым работам". Кажется, в украинском политикуме и обществе – тот же случай. Только все забывают про ужасную судьбу этой самой Му-му.