Форум ЕС – Центральная Азия: Брюссель за ширмой экономики навязывает антироссийскую повестку

Власти Казахстана прилагают усилия, чтобы бизнес «ненароком не нарушил» западных санкций против России, сообщили 22 мая в Минторговли и инвестиций республики. Накануне в Алматы прошел II Экономический форум ЕС-Центральная Азия. Брюссель активно развивает площадки диалога с регионом в последние годы. Однако ключевой задачей для него является оторвать Центральную Азию от России, заставить Казахстан и другие страны присоединиться к западной санкционной политике. Подробнее о навязывании антироссийской повестки странам ЦА европейцами читайте в статье доктора политических наук, профессора СПбГУ Натальи Ереминой.

Казахстан в стратегии ЕС в Центральной Азии

Евросоюз относится к Казахстану как к одному из лидеров Центральной Азии (ЦА). В Брюсселе не предлагают какого-то особого подхода к тому или иному государству ЦА. Скорее, в своем взаимодействии с ним там исходят из того, что это государство является частью общего региона. Так, ЕС выстраивает свою повестку в отношении Казахстана, исходя из Стратегии ЕС для Центральной Азии, принятой в 2019 г.

Данная стратегия предполагает вклад в формирование связного региона, совместно работающего с ЕС. Для этого Брюссель запустил в 2019 г. три многолетние программы на общую сумму €28 млн, которые направлены на поддержку верховенства закона, торговли, а также инвестиций в регионе. Помимо этого он осуществляет четырехлетний проект для региона, который является частью торгово-экономической стратегии Евросоюза. Он предполагает повышение прозрачности в выполнении трансграничных требований, жесткое соблюдение формальностей и стандартов ЕС, улучшение качества электронной коммерции. К данному проекту подключены государства региона. Кроме того, ЕС подключил ЦА к программе по достижению целей устойчивого развития, которая ориентирована на молодёжь в странах региона.

В общем, благодаря финансированию разных проектов ЕС, по его собственным расчетам, стал главным инвестором и главным торговым партнером региона в целом и Казахстана в отдельности. Однако цифры торгового оборота за 2022 г. говорят о том, что основные партнеры Казахстана и Центральной Азии – Россия и Китай.

При этом в реализации финансов Брюссель, конечно, не исходит из идеи равномерного распределения. Определяя суммы поддержки, он исходит из возможностей сотрудничества с той или иной страной в сфере климатической повестки и окружающей среды, энергетики, развития гражданского общества, делового взаимодействия в целом.

На первом месте стоят задачи сотрудничества в развитии «зеленой энергетики», благодаря которой ЕС объединяет климатические задачи и задачи в сфере энергетики, и «сильного гражданского общества». Например, на первом саммите ЕС-Центральная Азия, который прошел в Астане 27 октября 2022 г., была подтверждена именно повестка верховенства закона, прав человека, гендерного равенства, участия гражданского общества в региональном диалоге. Не менее важным аспектом встреч стали вопросы рисков, транслируемых Афганистаном.

Наиболее важными площадками для реализации стратегических задач Евросоюза в регионе стали ежегодные форумы ЕС-Центральная Азия, которые проводятся с 2019 г. На них собираются представители разных секторов, как государственного, так и частного, а также СМИ. Последний такой форум состоялся не так давно, 10 марта 2023 г., в Ташкенте. К ним можно добавить Экономический форум.

Место Экономического форума в стратегии ЕС

Первый из них прошел в Бишкеке в 2021 г., а его главными вопросами стали переход к зеленой энергетике и тесное сотрудничество между сторонами по гармонизации транспортных маршрутов Центральной Азии и ЕС, в том числе с Трансъевропейской транспортной сетью (TEN-T) при опоре на Стратегию глобальных ворот ЕС. А 18-19 мая 2023 г. в Алматы состоялся уже второй Экономический форум ЕС-Центральная Азия. На него приехали высокопоставленные представители правительств, Европейского инвестиционного банка, Европейского банка реконструкции и развития, ОЭСР, других двусторонних и международных финансовых институтов, частного сектора и гражданского общества.

На данном форуме помимо традиционной уже зеленой повестки и транспортной связности был поставлен вопрос о безопасной и устойчивой цифровизации (ЕС готов инвестировать €20 млн в создание наземных станций спутниковой связи), а также формировании новых альтернативных энергетических маршрутов. Согласно официальной версии Брюсселя, форум направлен на углубление взаимодействия между ЕС и Центральной Азией в трех ключевых приоритетных областях – зеленый и цифровой переход, улучшение бизнес-среды, а также торговля и связь.

При этом именно сотрудничество с Евросоюзом преподносится как единственный инструмент для обеспечения безопасности региона и его развития. Чиновники Брюсселя заявили, что ЕС будет продолжать поддерживать переход Центральной Азии к «социально устойчивому и климатически нейтральному росту».

18 мая на площадке Экономического форума также состоялось деловое мероприятие, связанное с взаимодействием и обменом мнениями с представителями частного сектора для содействия деловым контактам между Евросоюзом и Центральной Азией. Особо была подчеркнута необходимость устойчивости деловых контактов для того, чтобы страны ЦА преодолели текущие геополитические вызовы и ориентировались на сотрудничество с представителями ЕС.

Брюссель не упустил возможность поднять на форуме и вопрос об украинском кризисе. Там прозвучало очень жесткое обещание предотвратить импорт из третьих стран в Россию товаров, запрещенных в рамках санкций, озвученное вице-президентом Еврокомиссии Валдисом Домбровскисом. Он пообещал «выявить те организации, которые продолжают подрывать усилия». По этой причине форум из экономической все-таки ушел в политическую плоскость.

Позиция России

Позиции Евросоюза в ЦА не стоит ни недооценивать, ни переоценивать. Все-таки встречи с российскими представителями являются гораздо более частыми. Взаимодействие бизнес-сообществ стран региона и России активно развивается, и вовсе не с 2021 г., а достаточно давно. Здесь обращает на себя внимание весьма представительный форум с участием лидеров России и стран ЦА, который состоялся 14 октября 2022 г. Встреча, инициированная Москвой, была приурочена к 30-летию установления дипломатических отношений между Россией и пятью государствами Центральной Азии.

Кроме того, очень важно отметить, что вопросы безопасности традиционно решаются в регионе именно благодаря взаимодействию с Россией. Не менее активно Россия говорит о новых моделях партнерства, энергетике, транспорте и логистике.

В частности, в сфере энергетики успешно обсуждается проект QazaqGaz совместно с Газпромом для строительства международного газопровода Российская Федерация – Республика Казахстан – Китай. Предполагается, что по территории Казахстана газопровод пройдет по следующим городам: Костанай – Астана – Павлодар – Семипалатинск – Усть-Каменогорск. Помимо этого, активно обсуждается идея создания газового союза России, Казахстана и Узбекистана. Диалог о безопасности, связанный с Афганистаном, – также постоянная тема в переговорах России и стран ЦА. А логистика региона – приоритетная сейчас тема для России. Особую ценность здесь имеет проект транспортного коридора Север-Юг, который из России через ЦА выходит к портам Индийского океана.

Не менее активно развивается цифровое взаимодействие. Так, президент России Владимир Путин предложил начать реализацию проектов в рамках СНГ в сфере цифровизации городской среды («умный город») и государственного управления («электронное правительство»). Кроме того, у нас сложились разные форматы взаимодействия: СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС.

Неслучайно президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев признал, что странам совместно надо отстаивать общую историю и решать вопросы безопасности, без которой невозможно развитие в регионе. Ни одна из стран региона для их решения не может рассчитывать на кого бы то ни было, кроме России. В этом контексте прошедший экономический форум ЕС-Центральная Азия – скорее о неравноправном диалоге и о требованиях, которые Брюссель предъявляет странам взамен на инвестиции, чем о выстраивании партнерских отношений. Стиль выступления представителя Еврокомиссии не оставляет в этом сомнений.

Наталья Еремина, доктор политических наук, профессор СПбГУ

Источник