Северный широтный ход целесообразно дополнить Коми-Печорской магистралью

Владимир Путин предписал доложить до 1 июля о ходе выполнения его поручения, данного в апреле с. г., по сооружению Северного широтного хода (СШХ). Срок исполнения поручения определен к 15 января 2023 г., ответственным за исполнение поручения назначен премьер-министр Михаил Мишустин. Плюс к тому должны быть определены уточненные объем и источники финансирования мероприятий по строительству СШХ.

Контрольный срок прошел, но к настоящему времени нет официальной конкретики о ходе выполнения упомянутого поручения. Скажем, заседание государственной комиссии по вопросам развития Арктической зоны РФ, состоявшееся в конце июня, обошлось без конкретной информации о ходе выполнении поручения по СШХ. В официальном релизе заседания лишь отмечено, что «продолжается работа по развитию международного транспортного коридора Европа – Арктика – Азия». С упоминанием того, что «Транспортная стратегия РФ до 2030 года предполагает комплексное развитие морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта Арктической зоны России» с модернизацией всех приарктических портов РФ.

В связи с этим резонно предположить, что окончание реализации СШХ-проекта – это, по всей видимости, 2030 год?

В то же время Госэкспертиза РФ к середине текущего года одобрила ТЭО строительства новых и реконструкции ранее построенных (в 1948-1953 гг.) участков Заполярного Транссиба. То есть, с одной стороны, застоя в «доводке» этого проекта вроде бы нет. Но с другой – в связи с неопределенностями по срокам сооружения всей СШХ-магистрали в некоторых СМИ появляется «косвенная» информация о новой отсрочке сооружения той же магистрали. Пока это, правда, не получает официальных опровержений.

Так, «Немецкая волна» 21 июня с. г. сообщила, что в РФ под сокращение попали несколько инфраструктурных объектов, подготовка к строительству которых проводилась в последние годы. Среди них называются СШХ, железная дорога Якутск – Магадан и мост на остров Сахалин. Причинами названы, со ссылками на Минвостокразвития РФ, «смена приоритетов» и «нехватка денег». А приоритетными направлениями инфраструктурного развития Сибири/Дальнего Востока определены в том числе «развитие логистической инфраструктуры по Севморпути, создание новых погранпереходов на границе с Китаем». Аналогичную информацию сообщил «РБК» (РФ), хотя без упоминания отсрочки по Северному широтному ходу.

В то же время руководство ЯНАО в конце июня с. г. снова заявило о готовности региона финансировать сооружение своего сектора магистрали, что составляет 15-20% максимум.

Так или иначе, но реализация СШХ-проекта в конкретные сроки пока выглядит, повторимся, неопределенной. Потому что периодически меняются схемы его финансирования с их объемами; вносятся коррективы в ТЭО проекта; остаются незавершенными большинство проектов освоения нефтегазового, металлургического, химического сырья в примыкающем к СШХ обширном регионе. Впрочем, последнее связано и с неопределенностью зарубежного спроса на эти виды российской сырьевой продукции.

В любом случае переносы сроков реализации столь востребованного проекта, а это происходило, напомним, неоднократно, могут сформировать небезосновательное предположение, что новые санкции Запада оказывают-таки воздействие на стратегические проекты в России.

Между тем в середине 2020-х, то есть одновременно с СШХ, планируется реализовать не менее масштабный железнодорожный проект невдалеке от СШХ-трассы: это трансрегиональная магистраль Сосногорск – Пижма – Замежное – порт Индига (Республика Коми – Ненецкий АО Архангельской области) протяженностью в 560 км. Строительство официально подтвердил в конце июня глава Коми В. Уйба.

В основном это проект тоже начала 1950-х, а конечным обозначался в тот период порт Мезень юго-западнее Индиги.

Проект железной дороги Сосногорск – порт Индига

Проект предназначен, во-первых, для освоения в примыкающем регионе крупных запасов титановой, бокситовой и смежных видов руд, разнообразного химического сырья, редкоземельных материалов. Как и для развития в том же регионе лесопереработки. Во-вторых, для дополнительного выхода к порту Индига и Севморпути, притом по кратчайшему маршруту, российских экспортных грузов из Коми-Печорского региона. Вдобавок, по данным РЖД, артерия Сосногорск – Индига разгрузит Восточный ж/д-полигон (БАМ–Транссиб), а также будет привлекательна для торговых связей Казахстана с Северной Европой, поскольку из всех приарктических портов РФ именно к Индиге – наименьшее расстояние от российско-казахстанской границы.

Но высокомощный порт в Индиге еще предстоит создать, инвестиции только в этот подпроект ныне оцениваются как минимум в 300 млрд рублей.

Что касается среднегодовой грузовой базы магистрали, она в уточненном ТЭО проекта оценивается в 67 млн тонн. А срок его реализации – 2023-2027 годы. Но заметим, что реализация того же проекта сперва планировалась на 2021-2025 годы: еще в январе 2021 г. В. Путин поручил правительству РФ до 10 мая 2022 г. уточнить трассу этой магистрали и представить конкретные предложения по ее сооружению.

Соглашение о реализации данного проекта, включающего строительство порта в Индиге, в апреле с. г. подписали губернатор Ненецкого АО Ю. Бездудный, глава Коми В. Уйба, глава совета директоров холдинга AEON (РФ) Р. Троценко, президент АО «Русские титановые ресурсы» А. Ткачук и генеральный директор АО «ИнфраВЭБ» Д. Ноздрачев. Точные объемы инвестиций/финансирования по этому комплексному проекту в текущих ценах официально еще не обозначены.

Подчеркнем: сама география предопределяет взаимную дополняемость обоих проектов. Они с учетом действующих соединительных линий в северо-западном и североуральском регионах страны сформируют единую железнодорожно-портовую систему Североевропейского, Североуральского и Сибирского регионов России.

Поэтому целесообразнее выработать общую схему финансирования проектов и определить очередность (или синхронность) их реализации в зависимости, во-первых, от решения финансовых вопросов, во-вторых – от готовности промышленных и смежных проектов в примыкающих регионах, что требуется для полноценной загрузки этих артерий и связанных с ними портов, и в-третьих – с учетом портовых проектов по Севморпути.

Пожалуй, только такой подход обеспечит максимальную эффективность реализации всех означенных проектов. И, соответственно, комплексного экономического развития Сибири, Северного Урала и Северо-Запада России.

Алексей Балиев, политолог

Источник

Теги: Россия