Возможно ли избежать торговой войны между Белоруссией и Украиной?

Последние несколько дней белорусские и ряд украинских СМИ пестрят заголовками с одной общей направленностью – из-за России и ее планов Минск и Киев стоят на пороге крупной торговой войны. Основанием этому послужили взаимные ограничительные меры, которыми два государства обменялись в последние несколько месяцев. Белоруссия еще весной под предлогом «недопущения ущерба национальным производителям от товаропотоков, поступающих в страну по «серым» схемам, их легализации и наведения порядка с ценообразованием» ввела обязательное лицензирование для пива (с 1 мая) и сладостей (с 16 мая) на срок шесть месяцев. Позднее эта мера была распространена на импорт цемента, стекла, некоторых видов макаронных и кондитерских изделий из стран за рамками Таможенного союза. В итоге импортеров этих товаров обязали заключать по завышенным минимальным ценам контракты на поставки каждой партии продукции с госконцерном «Белгоспищепром», который к тому же еще и определял объемы этих поставок.

По словам президента ассоциации «Укркондпром» А. Балдинюка, установленный механизм лицензирования привел к тому, что на наиболее популярные в Белоруссии украинские товарные позиции «Белгоспищепром» предложил повысить цену на 50-500% от ее стоимости, чем сделал экспорт практически невозможным. Правда, большинство пивоваров («Оболонь», «Carlsberg Ukraine», «САН ИнБев Украина», «Перша приватна броварня») на условия белорусов все же согласились из-за безвыходности: их товар был задержан в зоне временного хранения на границе и без лицензии в Белоруссию его не впускали. А вот кондитеры поступили иначе и с 16 мая просто остановили экспорт. В результате уже в мае белорусы остались практически без украинского пива и кондитерских изделий, которые пользовалось в стране неплохим спросом.

Необходимо отметить, что политической подоплеки в действиях белорусской стороны в нынешнем споре крайне мало, так как практика лицензирования украинских товаров не нова: еще в 2010-2012 годах с подобными мерами сталкивались все те же пивовары, когда их обвиняли в демпинге цен. Правда, тогда проведенное расследование обвинений не подтвердило, и мера была отменена. И нынешняя ситуация в большей степени связана с защитой белорусского рынка от импорта, а не с политической конъюнктурой. По словам белорусского президента, в стране слишком нединамично развивается отечественное пивоварение, а импортное намного хуже местного товара.

На апрельском совещании с участием А. Лукашенко, после которого, к слову, и было принято решение ввести ограничения по импорту пенного напитка, белорусский лидер резко высказался по поводу обилия импортного пива в белорусской торговле: «Вы думаете, импортное пиво лучше нашего, и травить и дальше планируете белорусский народ?.. Белорусское пиво – натуральное! В бане брызните импортное пиво и отечественное на камни и понюхайте, чем это все пахнет! Белорусское пиво – это запах хлеба, это все живое и натуральное!» Что же касается кондитерских изделий, то и ранее в республике действовало правило, согласно которому не менее 50% ассортимента сладостей должно было быть в магазинах именно местного происхождения. Правда, эта мера была малоэффективной.

Украинская сторона, для которой торговые отношения с Белоруссией в последнее время носят политический оттенок, достаточно быстро ответила Минску: в стране начала действовать межведомственная комиссия по международной торговле, которая и приняла ответные меры. 16 июля на срок до 31 декабря 2016 года была введена специальная пошлина на импорт ряда белорусских товаров: на кондитерскую, молочную продукцию, электрические лампы, минеральные удобрения, а также холодильное оборудование в размере 55,29% (ранее импортные сборы на эту группу товаров находились в диапазоне 1-15%). Кроме того, до 2017 года вводилась спецпошлина и в отношении импорта белорусских резиновых шин, солодового пива, а также комплектующих для холодильного оборудования – 60,05% таможенной стоимости товара (ранее действовали ставки в пределах 10%). Правда, было объявлено, что постановление вступает в силу только через 10 дней со дня опубликования, что давало возможность белорусской стороне решить проблему, не доводя ее до крайностей.

Пресс-секретарь белорусского Министерства иностранных дел Д. Мирончик официально заявил, что Минск не согласен с мотивацией введенных пошлин на белорусские товары и надеется урегулировать данный вопрос в ходе переговоров. Тем более что лицензирование импорта некоторых товаров в РБ, которое вызвало в свое время негативную реакцию украинской стороны, «распространяется на неопределенный круг государств, а не только лишь против Украины». В Киеве ждали белорусской реакции, и в Минск практически сразу прибыла делегация Министерства экономического развития и торговли Украины с целью обсудить сложившуюся ситуацию. И, похоже, определенная договоренность была достигнута.

24 июля белорусское правительство постановлением под № 719 сняло ограничения на поставки на белорусский рынок ряда товаров, происходящих и ввозимых из стран-участников договора о Зоне свободной торговли СНГ от 18 октября 2011 года, «кроме государств, которые с даты вступления в силу настоящего постановления вводят в отношении белорусских товаров ограничительные меры, не предусмотренные данным договором». Проще говоря, теперь уже Украине предлагается сделать шаг навстречу Минску, хотя постановление напрямую на это не указывает и формально направлено на «снятие всех опасений партнеров по СНГ касательно доступа их товаров на рынок Беларуси» на основании проведенного в течение апреля-июня мониторинга ситуации с доступом лицензионных товаров.

По словам представителей МИД Белоруссии, «его результаты свидетельствуют об исправлении негативных тенденций, которые имели место на внутреннем рынке на момент принятия постановлений. Таким образом, отпала необходимость в лицензировании товаров, поступающих к нам из стран, подписавших Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года». Такими формулировками в Минске попытались откреститься от однонаправленных действий в сторону Украины, подчеркивая лишь экономическую сторону происходящего противостояния. При этом в белорусском МИДе ожидается, что именно «украинская сторона полностью обеспечит доступ товаров от белорусского производителя на собственный рынок в таком режиме, который был установлен Договором о зоне свободной торговли, отменив все соответствующие решения, которые были приняты Межведомственной комиссией». В ином случае Минск «будет вынужден принять необходимые меры адекватного реагирования».

То, что именно белорусы сделали первый шаг навстречу Киеву, неслучайно. Несмотря на то, что сегодня ряд аналитиков видят главную причину белорусско-украинских проблем в противостоянии Киева и Москвы, в Минске всегда на первое место ставили экономические, а лишь затем политические выгоды в межгосударственном сотрудничестве. Это подтверждается не только многолетним развитием политического режима в Белоруссии, главной идеологемой которого является экономическая стабильность, но и показателями внешней торговли страны за последние несколько лет.

Украина входила и все еще входит, несмотря на экономический и политический кризис, в число важнейших торговых партнеров Белоруссии, а их совместный товарооборот в 2013 году составил 6,25 млрд. долларов, из которых белорусский экспорт вдвое превысил импорт из соседней республики. Более того, по многим позициям белорусского экспорта именно украинский рынок занимает одно из лидирующих мест, будучи традиционным местом сбыта товаров из РБ. И любое уменьшение товарооборота между двумя странами весьма существенно сказывается на доходах экспортно ориентированных предприятий республики и, соответственно, бюджете страны.

Например, Белоруссия уже довольно продолжительное время является одним из крупнейших импортеров молочной продукции на украинском рынке: в первом полугодии 2014 года поставки в Украину молока и сливок составили около 46% от общего импорта данной продукции. При этом украинские производители уже не первый год стремятся закрыть свой рынок от белорусов, поскольку объем поставок показывает устойчивый рост. Помимо молочной продукции, белорусский производитель шин «Белшина» до недавнего времени занимал около 15 % украинского рынка, поставив в прошлом году продукции почти на 90 млн. долларов (в нынешнем году поставки сократились на 55% и продолжают падать). Еще одна весомая для Белоруссии позиция – это смешанные удобрения, которых было экспортировано в прошлом году в Украину на сумму около 80 млн. долларов (за первое полугодие 2014 года в денежном выражении поставки уже сократились на 40%). Дополнительно к этому в прошлом году Минску удалось продать холодильников в Украину на 53 млн. долларов, а за пять месяцев текущего года поставки снизились на 50%, и их даже перестали обозначать в статистике.

Однако даже при подобном падении белорусского экспорта многие эксперты отмечают, что нынешний кризис в торговых отношениях между двумя странами, если не брать в расчет резкое ухудшение экономики Украины, носит своеобразный «узкокорпоративный» характер, так как большинство из облагаемых спецпошлинами белорусских товаров не играют существенной роли на украинском рынке. Та же кондитерская продукция поставляется из Белоруссии в среднем на 3 млн. долларов в год при объеме этого рынка в Украине более чем в 1 млрд. долларов. Доля же белорусского пива на украинском рынке и вовсе – менее 1% от всего пивного импорта в Украину.

Иное дело ключевая статья белорусского экспорта – нефтепродукты, которые за январь-май нынешнего года составили около 80% всего белорусского импорта в Украину. В данном случае необходимо отметить, что Киев, не вводя пошлины на данную торговую позицию, действует абсолютно прагматично, исходя из собственных интересов. Сегодня Украине, которая за десятилетия так и не смогла модернизировать собственные нефтеперерабатывающие заводы, крайне сложно обойтись без белорусских нефтепродуктов, которых только за прошлый год было импортировано в страну на 2,8 млрд. долларов (самая большая доля местного рынка бензина и дизтоплива). Поэтому даже неоднократные попытки украинских нефтепереработчиков пожаловаться в свое правительство на белорусских коллег фактически ни к чему не привели.

Например, еще в начале марта прошлого года четыре украинских нефтеперерабатывающих завода направили в Министерство экономического развития и торговли официальную жалобу на неравные условия, в которых НПЗ оказались из-за субсидирования заводов в Белоруссии (утверждение абсолютно голословное, так как белорусские НПЗ сами являются ключевыми источниками валютных поступлений в бюджет). Но ни тогда, ни особенно сейчас, когда Киев массово использует боевую технику для уничтожения собственных граждан на юго-востоке страны, украинское руководство не решилось закрыть топливный рынок от белорусов.

Исходя из вышеизложенного можно констатировать, что объявленная в СМИ «торговая война» между Минском и Киевом экономически невыгодна ни одной из сторон, и в ближайшее время страны будут вынуждены найти компромисс. Если, конечно, в среде нынешних украинских руководителей все еще остаются люди с трезвой головой, не зацикленные на своих политических амбициях. Белорусам же, которые пошли на обострение отношений с Украиной по причине неверной оценки последствий, имеет смысл более взвешенно осуществлять свою внешнюю экономическую и политическую деятельность. За последние два десятилетия Белоруссия регулярно конфликтует с Россией по тем или иным товарным позициям. Однако, как правило, после некоторого обострения ситуация всегда успокаивалась, так как стороны находили консенсус, а в России предпочитали все списывать на проблемы, возникающие в процессе постсоветской интеграции. В Минске всегда этим охотно пользовались. Однако с Украиной подобная схема – обмен определенной политической поддержки на экономические преференции – не сработала. Это связано, в первую очередь, с тем, что Киев преследует сегодня иные, нежели Минск, цели.

В отличие от Минска, в основе действий которого лежат экономические интересы, нынешнее украинское руководство стремится получить, как можно больше политических бонусов, особенно на фоне своей полной дискредитации на просторах СНГ. Поэтому Белоруссия, экономически привязанная к украинскому рынку, стала фактически единственным мостиком, который связывает Киев и страны ЕАЭС. Попытки запугать белорусов остановкой торговых отношений (вопрос о поставках нефтепродуктов Киев хранит в качестве козыря на самый крайний случай) являются не чем иным, как политическим инструментом для давления на Минск. В Украине понимают, что торговые войны с Россией в будущем неизбежны, поэтому «намекают» белорусскому руководству, что ему лучше оставаться в стороне от конфликта или быть готовым к потерям (свои потери в Киеве почему-то предпочитают не считать).

Белорусская сторона, в свою очередь, прекрасно осознает, что переориентировать экспорт ряда торговых позиций с украинского на российский или тем более европейский рынок, будет крайне сложно. Несмотря даже на то, что рано или поздно, при нынешнем состоянии белорусской промышленности сделать это придется из-за подписанного Украиной соглашения об ассоциации с ЕС: новые требования и стандарты, более качественная и зачастую более дешевая продукция, рост конкуренции и т.д. Поэтому в Минске будут как можно дольше стараться не идти на серьезные конфликты с Киевом, стремясь оттянуть неизбежное на более поздний срок.

Однако необходимо отметить, что подобная позиция белорусского руководства возможна лишь до того времени, пока у него есть определенная поддержка Астаны, а в Москве не посчитают поведение Минска угрозой собственным интересам. Поэтому нынешний белорусско-украинский спор поставил перед официальным Минском новую задачу – научиться просчитывать последствия своих решений. И от того, насколько быстро эта задача будет решена, зависит и экономическое, и политическое будущее страны.

__________

Фотоhttp://reclamer.net/category/biznes-2/biznes-v-ukraine/
Источник: politobzor.net

Теги: Беларусь