Армения: туман евроинтеграции и региональные вызовы

В региональные процессы вовлекаются всё новые игроки, вплоть до Индии

Последние действия армянских властей оставляют все меньше сомнений в том, что проблема в диалоге Москвы и Еревана содержит, прежде всего, международно-политическое измерение. Об это уже не косвенно, а напрямую трезвонят факты. Февраль и март оказался богат на свидетельствующие об этом события.

Удивительным образом любые антироссийские действия премьер-министра Армении Никола Пашиняна сопровождаются разговорами о геополитической и геостратегической ориентации кавказской республики. Так, обращает на себя особое внимание недавнее заявление министра иностранных дел Арарата Мирзояна в интервью турецкому каналу TRT World.

В нем глава армянской дипломатии заявил о готовности и твёрдом намерении Еревана стать частью новых международно-логистических и транзитных маршрутов. Прежде всего, речь идёт о дополнении так называемого «Срединного коридора», а именно о проекте «Перекресток мира». По задумке армянских властей, задача инициативы – обеспечить поток товаров и людей из Азербайджана в Нахичеванскую автономию через Армению на принципах «равенства и взаимности». В Баку же эти принципы якобы «уважают», в то время как «намерений нарушить суверенитет Армении» у Азербайджана «нет», убеждён дипломат.

Затруднительно обсуждать по существу целесообразность таких высказываний. Тем более странно их слышать от представителей страны, приграничные территории которой уже неоднократно подвергались атакам и обстрелам со стороны Азербайджана, в первопричинах которых Баку и Ереван по сложившейся «доброй» традиции обвиняют друг друга. Куда важнее другое: в своих мотивах поскорее устроить из Армении «проходной двор» члены кабинета Пашиняна (сам варчапет в эти дни деятельно занят предстоящей передачей Азербайджану нескольких сёл Тавуша) планомерно, шаг за шагом повторяют привнесённые извне нарративы. 

В частности, это касается вышеупомянутого проекта «Перекресток мира». Даже беглого взгляда на карту достаточно, чтобы прийти к заключению: проект отвечает интересам, скорее, Великобритании и части европейских элит, в задачи которых действительно входит создание коридора из Азии в Европу. Но с тем обязательным условием, что он будет полностью подконтролен британцам через Азербайджан и Турцию. Цель – сделать ненужным для мировой торговли китайский проект по соединению Европы с Азией, известный как инициатива «Один пояс – один путь». Думается, не случайно под занавес 2023 года глава турецкой бизнес-ассоциации DEIK подчеркнул: «Шелковый путь – 2» – проект не в турецких интересах. Армении же в этом замысле отводится едва ли почетная роль – прокладки, промежуточного звена. 

Налаживание региональных коммуникаций между Арменией, Турцией, Азербайджаном и Ираном – отличный повод для коллективного Запада подорвать позиции России, причём с виду вполне благовидный. Действительно, кому придёт в голову, что «ремонт, строительство и эксплуатация авто и железнодорожных путей, трубопроводов, кабелей, линий электропередачи» способны покончить с независимостью республики?

Между тем недавно премьер-министр Великобритании Риши Сунак развеял любые сомнения относительно реального замысла по обхаживанию Армении. По его словам, в Лондоне ожидают, что Ереван и Баку «достигнут мира» до ноября 2024 года. Как бы кто ни интерпретировал данное послание, выглядит оно как неприкрытый ультиматум армянам, своеобразное напоминание о том, что сроки у Пашиняна, в течение которых в Ереване должны принять все продиктованные Западом условия капитуляции, как говорится, «подгорают».

Но, похоже, ереванские власти вполне устраивает, что в качестве утешительного приза иv перед носом повесили «морковку» евроинтеграции. Недаром министр Мирзоян так часто «успокаивает» народ «европейскими устремлениями», которые у него, равно как и у многочисленного сонма «экспертов» и «активистов», как оказалось, имеются в избытке. В этом контексте умиляет наивность дипломата с богатым опытом работы в неправительственных организациях, заверяющего общественность в том, что, дескать, евроинтеграция – едва ли не панацея от тех «вызовов, с которыми столкнулась Армения за последние 4 года». Активно навязывается мысль о том, что только Запад защитит страну от грядущих опасностей. Очевидно, Мирзоян предпочитает забыть, что сопредседателем почившей в бозе Минской группы ОБСЕ, помимо США, была и ключевой игрок в ЕС Франция. Тем не менее данный факт от поражения  в «44-дневной» войне 2020 года, равно как и тогдашние намёки на отправку в регион французского оружия, никого не остановил и не уберег. Более того, специфическая, мягко говоря, интерпретация фактов нисколько не мешает Пашиняну и его команде делать реверансы именно западным игрокам.

В этой связи закономерно, что с российской стороной варчапет куда как менее расточителен на комплименты, вплоть до абсурдных обвинений в неучастии Москвы в войне с заранее запланированным поражением, по крайней мере в этом убеждены многие армянские политики и наблюдатели. В свою очередь, в Москве, не теряя надежды получить внятные разъяснения относительно происходящего, едва ли склонны «кормить» номинального союзника и партнера несбыточными обещаниями. На днях Пашинян сообщил, что Ереваном поставлен перед ОДКБ «ряд вопросов». И в случае, если ответ на них не будет получен, Армения выйдет из этой организации, пригрозил политик. Некоторые его приближённые «закидывают удочки» ещё дальше, заявляя о несовместимости пресловутых «европейских стандартов» с пребыванием страны в Евразийском экономическом союзе, гипотетический выход из которого крайне отрицательно сказался бы на социально-экономической, а следовательно и общественно-политической ситуации в стране.

Имеется небезосновательное мнение, что решение о выходе из ОДКБ в ереванских высоких кабинетах уже давно приняли под давлением Лондона, Брюсселя и их региональных партнёров в лице Анкары и Баку. Всё остальное, включая громкие заявления, – не более чем декорации и медийный антураж. Судя по всему, кураторами процессов ставится еще более амбициозная цель, нежели просто вырвать Армению из организации. Как представляется, имеется расчёт и на то, что решение Еревана способно пошатнуть доверие к Москве и среди других членов ОДКБ, которым также свойственны неоднозначные общественно-политические процессы.

О том, насколько велики ставки, свидетельствует и задействование Индии, активно развивающей связи не только в рамках БРИКС, но также и с западными партнёрами, такими как США и Франция. Так, в ходе бизнес-форума «Индия – Армения: объединение горизонтов бизнеса» 14 марта замминистра экономики РА Нарек Терян заявил о том, что Дели и Ереван обсуждали вопрос открытия торгового коридора Индия – Иран – Армения. Приблизительно в эти же даты Нью-Дели посетил с рабочим визитом замминистра обороны Армении Карен Брутян, обсудивший со своим индийским коллегой Анурагом Баджпой вопросы сотрудничества в сфере обороны.

С индийской стороны во встрече также участвовали генеральный секретарь военного ведомства Неги, секретарь МИД Капур и военный советник секретаря Совета нацбезопасности при премьере Сингх. Примечательно и то, что за последние дни Индия осуществила уже несколько военных авиаперевозок в Армению. Известно, что индийский аэропорт располагается рядом с объектами госкорпорации HAL Air Industries, которая производит самолеты, вертолеты, дроны.

Линия на вовлечение Индии в процесс дистанцирования Армении от России может оказаться серьёзным просчётом Запада. Дело в том, что Анкара и Баку уже давно проводят политику, которую, мягко говоря, «проиндийской» назвать сложно. В частности, это касается де-факто альянса тюркских соседей Армении, активно укрепляющих связи давним врагом региональным соперником Индии – Исламским Государством Пакистан. Кроме того, турки сопротивляются проекту создания транспортного коридора «Индия – Ближний Восток – Европа», противопоставляя ему свой «Путь развития», призванный связать Персидский залив с Европой через территории Ирака и Турции. Именно он, по замыслу Анкары, должен стать основным путём обмена товарами между Ближним Востоком и Европой.

На этом фоне поставляемое в граничащую с Турцией Армению индийское вооружение вызовет явное раздражение в Анкаре. Ну а без открытых турецких границ ни о какой «евроинтеграции» говорить не приходится. Любопытно будет посмотреть, как это противоречие и нестыковку планируют разрешить коллективный Запад и во многом подпавший под его влияние кабинет «бархатных революционеров» Никола Пашиняна.

Юрий Кузнецов, политолог

Источник