Катар – маленькое государство в Персидском заливе, одна из ближневосточных монархий – стал предметом ненависти со стороны Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Бахрейна, которые отозвали из Дохи своих послов. Также в конфликт с Катаром вступили Оман и Кувейт, однако к таким крайним мерам, как разрыв дипломатических отношений, они не готовы. Причина скандала – поддержка Катаром «братьев-мусульман» и других радикальных организаций, которые угрожают светским режимам стран Аравийского полуострова.
Посеешь ветер – пожнешь бурю
«Братья-мусульмане» и другие организации еще год или два назад были любимчиками Саудовской Аравии и ее союзников из Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива – ССАГПЗ. Союз активно финансировал исламских фундаменталистов и превратил их в главную движущую силу Арабской весны. Наибольшую активность проявляли Катар и Саудовская Аравия – они выступили главными спонсорами исламистского правления в Египте и гражданской войны в Сирии.
Однако обе авантюры с треском провалились – в Египте произошел контр-переворот, а в Сирии мятежники теряют город за городом. После череды поражений «братья-мусульмане» проявили самостоятельность, и активизировались в самих государствах Персидского залива. Интересно, что в большинстве монархий Аравийского полуострова эта организация находится под запретом, а ее члены подвергаются преследованиям.
Несмотря на это, Катар остается покровителем исламистов. Его соседи опасаются такой политики: даже спонсоры мирового терроризма боятся стать очередными жертвами боевиков-фанатиков. В Дохе живет муфтий Юсуф аль-Кардави – духовный лидер «Братьев-мусульман». Там же проводятся различные мероприятия, связанные с деятельностью исламистов в разных уголках мира.
Кризис в отношениях между Катаром и остальными странами Персидского залива как раз начался с того, что Юсуф аль-Кардави призвал власти Объединенных Арабских Эмиратов амнистировать нескольких беженцев из Египта и местных жителей, которых заподозрили в формировании ячеек «Братьев-мусульман» в Абу-Даби и Дохе, арестовали и осудили.
Неизвестно, правда ли, что исламисты попытались обосноваться в ОАЭ, однако, в любом случае, заявления Юсуфа аль-Кардави не остались неуслышанными. Дипломатическое ведомство Объединенных Арабских Эмиратов поинтересовалось у Катара, почему аль-Кардави вмешивается во внутренние дела соседнего государства, и получили жесткий ответ: представители Катара в ССАГПЗ в ультимативной форме потребовали освободить одного из мусульманских проповедников, приговоренного в Абу-Даби к 7 годам лишения свободы.
Таким образом, Катар первым пошел на обострение отношений со своими соседями. Наглое и самоуверенное поведение его дипломатов спровоцировало бурную реакцию в арабском мире: 4 марта в Эр-Рияде состоялось заседание министров иностранных дел стран-участниц ССАГПЗ, где было принято решение отозвать послов из Дохи.
Конец дипломатии
Отзыв посла на Ближнем Востоке считается очень серьезным сигналом. Это Россия и США могут сколько угодно отзывать своих дипломатов из Вашингтона и Москвы соответственно — и это мало повлияет на отношения между странами: все равно прагматизм победит. Но в странах Азии так не принято: даже в тяжелых кризисных ситуациях ближневосточные государства стараются сохранить добрососедские отношения, а отзыв посла расценивается как нечто наподобие объявления войны — ну, или, по крайней мере, как прелюдия к ней.
Тем более правящие династии Аравийского полуострова имеют тесные связи друг с другом. Родственные отношения напрямую касаются вопросов политики: монархи обсуждают все проблемы в узких неформальных кругах. Разрыв дипломатических отношений с Катаром на этом фоне выглядит как крупная семейная ссора, а это значит, что раскол между ССАГПЗ и Дохой является невероятно глубоким.
Катар отказался выполнить ультиматум своих «братьев», и продолжает поддержку различных группировок, представляющих серьезную угрозу для арабских шейхов. Экспорт Арабской весны в страны Аравийского полуострова может вот-вот стать свершившимся фактом.
В таких условиях Катару не позавидуешь: объективно он не способен противостоять своим соседям. Если в эмират вторгнутся войска ССАГПЗ, государство будет оккупировано в течение короткого времени. Зато будет открыт ящик Пандоры: боевикам-исламистам будет дана команда «фас», и богатые нефтяные страны погрузятся в пучину хаоса — вспомним террористический акт в Мекке в 1979 году, когда саудовская армия безуспешно осаждала Великую Мечеть, в итоге прибегнув к штурму величайшей мусульманской святыни.
А что дальше?
Известно, что еще в 2011 году, в ходе ливийской кампании, многие призывали остановить Арабскую весну, всего лишь разбомбив Катар... Теперь очевидно, что маховик «революции» не остановить, и Доху готовы разбомбить ее же бывшие союзники.
Но проблема в том, что Катар находится под защитой США. Вашингтон использует своих «арабских друзей» для того, чтобы насолить другим «арабским друзьям». В Саудовской Аравии к американским войскам относятся крайне негативно: одним из требований исламистов является как раз запрет на присутствие в стране американцев и вообще выходцев из западного мира. Катар намного терпимее: хоть здесь радикальная оппозиция и «кормится», но руку кормящего не кусает.
Поэтому ввязываясь в противостояние с Катаром, государства Аравийского полуострова рискуют столкнуться с Соединенными Штатами. Этот конфликт назревал давно, еще с 90-х годов, и только наличие Ирана по соседству и угроза со стороны исламской оппозиции мешало Саудовской Аравии окончательно порвать со Штатами.
Но 20 февраля вступило в силу соглашение по Ирану, в соответствии с которым 20 июня санкции в отношении Тегерана будут отменены. К тому же выяснилось, что США активно помогают Катару, который, в свою очередь, предоставляет убежище радикальной оппозиции. Это значит, что Саудовской Аравии и ее союзникам из ССАГПЗ больше незачем сотрудничать со Штатами: все страхи монархов из-за резкого изменения ближневосточной политики США стали реальностью.
Существующая система ближневосточных союзов оказалась под угрозой: ССАГПЗ может стать врагом Соединенных Штатов и НАТО. Тем более известно о планах Саудовской Аравии развивать собственную ядерную программу в противовес ядерным программам Ирана и Израиля.
Будущее стран Аравийского полуострова незавидно. Сейчас Саудовская Аравия и Бахрейн противостоят шиитам, а династии Саудитов к тому же приходиться бороться с йеменскими группировками, которые после недавнего переворота в Сане все чаще совершают вооруженные нападения на саудовские войска.
В ближайшем будущем Аравийский полуостров может превратиться в один из главных очагов нестабильности. Кроме традиционного суннитско-шиитского конфликта, в странах Персидского залива может начаться война радикальных фундаменталистов против относительно светских монархий — светских в понимании сторонников «чистого» ислама, которых финансирует Катар. Все это наслаивается на саудовско-иранское противостояние.
Погружение богатого нефтью Аравийского полуострова во тьму хаоса будет сопровождаться многочисленными интервенциями со стороны США и государств НАТО. Похоже, так же, как и в Ливии, иностранцы воспользуются войной и сделают все возможное, чтобы взять под контроль основные месторождения — расположение которых, кстати, совпадает с ареалом расселения шиитов. Не потому ли Штаты отказываются от поддержки суннитских монархий и делают ставку на дестабилизацию региона, в результате которой шиитское население региона добьется независимости от Эр-Рияда?
Автор: Артем Вит
Источник: topwar.ru