В чем знаковость встречи президентов России и Белоруссии в Санкт-Петербурге

Отношения между Минском и Москвой в самое ближайшее время могут выйти на новый уровень. Об этом свидетельствует прошедшая 25 июня в Санкт-Петербурге встреча Александра Лукашенко и Владимира Путина, итоги которой во многом могут стать определяющими для будущего не только Союзного государства, но и Восточной Европы в целом. Стало очевидно, что страны Запада, развернувшие санкционную войну против двух стран, а также продолжающие нагнетать обстановку в регионе, привели Белоруссию и Россию к осознанию необходимости переходить на следующую ступень интеграции.

А. Лукашенко и В. Путин после попытки государственного переворота в Белоруссии в 2020 году интенсифицировали личные встречи, на которых начали решаться те вопросы двустороннего сотрудничества, которые в прошлом не позволяли странам двигаться вперед по пути интеграции. С начала года нынешняя официальная встреча была уже шестой   – столько же главы государств виделись за весь прошлый год. Путин и Лукашенко общались в феврале и в марте, а в апреле вместе посещали космодром Восточный в Амурской области. Как отмечал на предыдущих переговорах в мае в Сочи президент России, такая частота связана с тем, что «обстоятельства требуют серьезного, глубокого разговора». Помимо этого, президенты с начала года общались как минимум восемь раз по телефону.

Особенностью нынешней встречи было то, что лидеры двух стран до официальных переговоров провели двухдневное неформальное общение в подмосковном поселке Завидово, правда, никаких заявлений после этого сделано не было. Параллельно российский лидер успел поучаствовать в режиме видеоконференции в XIV Саммите БРИКС (сообщество Бразилии, России, Индии, КНР и ЮАР), а президент Белоруссии пообщался с главой Санкт-Петербурга Александром Бегловым и осмотрел с моря место будущего белорусского перегрузочного порта в Бронке.

При этом Лукашенко при обсуждении совместных проектов сделал ряд весьма примечательных заявлений. Например, стало известно, что Белоруссия планирует переориентировать на порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области порядка 20 млн тонн грузов, а сама северная столица является для Минска «одним из основных направлений работы в Российской Федерации».

Однако наиболее важные заявления прозвучали 25 июня в Константиновском дворце. Официально переговоры были приурочены к 30-летию установления дипломатических отношений между Белоруссией и Россией, а встреча готовилась заранее и не была экстренной, как попытались это представить некоторые белорусские оппозиционные, украинские и западные СМИ.

Как отметил в начале переговоров В. Путин, «день не рядовой» и «объем нашего взаимодействия такой, что требует постоянной сверки часов, что мы и делаем». При этом само общение проходило в свойственной двум президентам манере – сначала в открытом, а потом в закрытом форматах, а тематика была довольно стандартна: вопросы логистики и экономического сотрудничества, строительство Союзного государства и ход реализации намеченных мероприятий по интеграции, а также реагирование на угрозы военной безопасности и взаимодействие в международных организациях. И если по вопросам экономики заявления лидеров двух стран были вполне ожидаемые, то на фоне обострения ситуации в восточноевропейском регионе ряд озвученных решений по вопросам обороны оказались совершенно новыми.

В частности, Лукашенко и Путин обсудили торгово-экономическое сотрудничество двух стран, которое за последние годы стало расширяться стремительными темпами. Лидеры отметили увеличение в прошлом году на треть белорусско-российского товарооборота ($38 млрд) и продолжающиеся темпы роста в текущем. Президент РФ напомнил о $4 млрд инвестиций в Белоруссию, отметив, что у нас «хорошие большие проекты совместные». Эту тему поддержал и Лукашенко, вспомнив об импортозамещении и предложенных Минском 15 крупных проектах, которые могут быть профинансированы Россией. Примечательно, что в прошлые годы подобные проекты, связанные с интеграцией белорусских и российских предприятий, уже обсуждались, однако так и не были реализованы. Теперь же оба лидера подчеркнули важность совместных действий, а Путин сообщил, что уже обсудил вопрос финансирования предприятий Белоруссии не только по выпуску импортозамещающей продукции, но и в рамках «создания своих инженерных проработок, чтобы выйти на более высокий уровень того, что Белоруссии и России нужно».

Вполне вероятно, что конкретика по данному вопросу появится на предстоящем в конце июня очередном Форуме регионов Белоруссии и России в Гродно, на котором Путин и Лукашенко планируют выступить в режиме видеоконференции.

Не смогли лидеры двух стран обойти и вопрос, который тесно связан с международной повесткой дня и введенными против двух стран санкциями – о продовольственной проблеме. Как известно, Запад обвиняет Москву, а с ней и Минск в искусственном создании данного вопроса, хотя именно западные страны ввели санкции в отношении поставок белорусских и российских минеральных удобрений, которые, как напомнил Путин, «занимают значительную долю на мировом рынке, а по некоторым видам удобрений она доходит до 25%». «Мы с вами договаривались предпринять все действия, которые от нас зависят, чтобы удовлетворять спрос наших потребителей и наших клиентов», – сказал российский лидер белорусскому коллеге, добавив, что он уже обсуждал данную тему с представителями стран БРИКС и структурами ООН.

При этом Путин напомнил всем, что «в прошлом году Россия поставила 40 с лишним млн тонн зерновых на мировые рынки», а в текущем «мы готовы будем поставить, наверное, свыше 50 млн тонн». Таким образом, российский президент ответил тем, кто обвиняет Москву в невозможности вывезти с Украины около 20 млн тонн зерна, из-за чего якобы в мире грядет голод. Позицию Путина поддержал и Лукашенко, который отметил, что «у нас же проблем нет с поставками ни зерна, ни удобрений на рынок», а потому «не надо на нас это вешать».

Кроме того, президент Белоруссии не мог не затронуть и еще одну важную для его страны проблему – логистику поставок белорусской продукции. Лукашенко не только поблагодарил Путина за предоставленную возможность построить белорусский порт на Балтике, но и сообщил, что «мы уже потихоньку начинаем там грузить минеральные удобрения» и мощностей будущей гавани может и не хватить в будущем. Тем самым белорусский лидер подтвердил тот факт, что Минск вслед за нефтепродуктами начал эскпортировать свои удобрения через российские морские ворота.

Однако наиболее серьезные заявления, которые многих на Западе заставили серьезно задуматься, прозвучали в сфере международного и военного сотрудничества РБ и РФ. И если слова о желании Минска при поддержке Москвы повысить свой статус в Шанхайской организации сотрудничества были довольно стандартными, то относительно ситуации в сфере региональной и мировой безопасности Лукашенко был весьма резок. По словам белорусского лидера, «очень напрягает та ситуация и политика, которую проводят наши соседи», в первую очередь Польша. «То же самое с Литвой. Нарастает поток информации об их замысле приостановить транзит из России через Белоруссию в Калининград, изолировать Калининград. Ну, слушайте, это уже сродни с объявлением войны! Это же недопустимо: подобные вещи в современных условиях», – заявил он и выразил надежду на жесткий и зеркальный ответ России на эти «враждебные действия».

При этом он подчеркнул, что в складывающихся обстоятельствах Минск должен быть готов ко всему, даже «к применению серьезного оружия», чтобы защитить «наше отечество от Бреста до Владивостока». В этой связи Лукашенко напомнил, что самолеты НАТО «тренируются нести ядерные боеголовки», а потому России следует как минимум «помочь нам хотя бы приспособить самолеты наши, которые у нас есть, которые могут нести ядерные заряды». «Я не говорю о том, что мы завтра перевезем (или вы перевезете) туда ядерные боеприпасы. Но шутить нам нельзя. Мы помним 1941-й, когда нас убаюкивали: «Все будет хорошо, все тихо, никто не нападет». А потом оказались не готовы к этому», – заявил президент Белоруссии и напомнил, что ставил подобные вопросы перед Кремлем уж не раз.

Как известно, все предыдущие годы Москва старалась не форсировать события, чтобы не создавать дополнительную напряженность в регионе. Сейчас же, как показали итоги встречи в Санкт-Петербурге, ситуация серьезным образом изменилась, как и позиция России. Хотя и в этот раз, отвечая на слова Лукашенко, Путин старался продумывать каждое свое слово, которое должны услышать на Западе.

В частности, президент РФ напомнил, что в Европе у американцев хранится 200 ядерных тактических боезапасов, которые находятся в 6 европейских странах–членах НАТО, а «для их возможного применения подготовлены 257 самолетов». При этом он отметил, что у России подобных баз нет. Однако Путин, в отличие от Лукашенко, все еще считает, что «нам с вами даже зеркально, наверное, не стоит отвечать» на действия НАТО, так как «нет необходимости». «Но я с вами полностью согласен, что позаботиться о безусловном обеспечении нашей безопасности, безопасности Союзного государства, а может быть, и других стран ОДКБ мы просто обязаны», - заявил президент РФ и сделал своему белорусскому коллеге встречное предложение, которое может многое изменить не только в белорусско-российских отношениях, но и во всем восточноевропейском регионе.

Во-первых, Владимир Путин предложил дооборудовать в России имеющиеся у Белоруссии самолеты Су-25 и начать «подготовку летного состава». При этом российский лидер прямо не сказал о том, что модернизация самолетов будет производится для того, чтобы они смогли нести ядерные заряды, но коннотация предложения была именно такова.

Во-вторых, стало известно, что Минск наконец-то получит в свое распоряжение так долго запрашиваемые им оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) «Искандер-М». И здесь Путин был уже прямолинеен, подчеркнув, что данные ОТРК «могут применять как баллистические, так и крылатые ракеты, причем как в обычном, так и в ядерном исполнении». «Искандеры» поступят в республику в течение ближайших нескольких месяцев. Если помнить, что Белоруссия уже получила новейшие системы ПВО С-400 «Триумф» и ЗРК «Панцирь-С», то можно с уверенностью говорить, что военная группировка в республике теперь будет представлять серьезную силу, с которой придется считаться не только Польше, Литве или Украине, но и многим другим странам НАТО на Европейском континенте. Ничего подобного в истории белорусско-российских отношений за все десятилетия сотрудничества еще не было, что только подтверждает тот факт, что Минск и Москва окончательно перешли на новый уровень отношений и теперь нет и речи о недоверии между союзниками.

В целом встреча В. Путина и А. Лукашенко в Санкт-Петербурге показала решимость двух лидеров и дальше совместными усилиями противостоять агрессивному давлению Запада. И если в прошлые годы многие считали возможными политические игры Минска с ЕС или США, то в нынешней обстановке подобное уже видится маловероятным. По всей видимости, каждая из последующих встреч Путина и Лукашенко будет только подтверждать это.

Егор Лисовенко, политолог

Источник