«Зерновая сделка» – хитрый план или провал западной политики?

Специальная военная операция на Украине оказала самое непосредственное влияние на ситуацию в самых разных уголках планеты. Беспрецедентные западные санкции в отношении России и Белоруссии сказались на экономике не только этих двух стран, но и тех, кто под влиянием США решил развязать против Москвы и Минска настоящую экономическую войну.

Вместе с тем за последний год стало очевидно, что и в Европе, и в США по-прежнему жажда наживы стоит выше человеческих жизней, а главной причиной глобальных проблем остается стремление набить карманы. Одним из примеров этого является проблема вывоза сельхозпродукции с Украины и так называемая Черноморская инициатива и входящая в ее состав «зерновая сделка». При этом то, что еще год назад казалось многим как забота Запада о самых бедных странах мира, сегодня выглядит как исчерпавший свою выгоду для западных толстосумов хитрый план, дальнейшая реализация которого способна привести к негативным для них результату.

Стоит напомнить, что Россия и Украина традиционно занимали лидирующие позиции в поставках сельхозпродукции на мировой рынок, и СВО не могла не повлиять на их положение. При этом, если для Киева нынешние проблемы обусловлены объективными причинами, то для Москвы они связаны только с санкциями Запада, которые фактически заблокировали российский экспорт за счет финансовых ограничений, в том числе при проведении платежей, запрета на заходы в порты для российских судов и их страхования и пр. Невозможность экспорта украинского и российского зерна в прежних объемах, в свою очередь, поставила мир на грань продовольственного кризиса, что в конечном счете и вынудило международные организации призвать Москву, Киев и его западных кураторов сесть за стол переговоров.

При этом, соглашаясь с необходимостью решения сложившейся ситуации, Запад решил представить все как заботу о беднейших странах мира, что вылилось в подписание при посредничестве ООН и Турции 22 июля 2022 года двух соглашений. Речь шла об «Инициативе по безопасной транспортировке зерна и продовольствия из портов Украины», предусматривавшей организацию безопасного морского коридора для транспортировки сельхозпродукции из украинских портов – Одессы, Черноморска и Южного, а также о «Меморандуме о взаимопонимании между РФ и Секретариатом ООН о содействии продвижению российских продуктов питания и удобрений на мировые рынки», суть которого сводилась к снятию санкций на экспорт сельхозпродукции и удобрений (включая сырье для их производства) РФ на мировые рынки.

Изначально сделка действовала 120 дней, после чего она была продлена 17 ноября 2022 г., а затем 18 марта нынешнего года, но только на 60 дней из-за невыполнения странами Запада взятых на себя обязательств. Официально в рамках данной инициативы было вывезено более 24 млн тонн украинского зерна, однако практически ничего не было сделано для разблокирования российского экспорта. Более того, более 65% сельхозпродукции Украины оказалось не в беднейших странах мира, а в Китае, Испании, Турции, Италии и Нидерландах, а большая часть украинской пшеницы и вовсе пошло на корм испанским свиньям. Впрочем, до недавнего времени это мало интересовало западных толстосумов, которые набивали себе карманы за счет дешевой продукции с Украины, пока ситуация не начала выходить из-под контроля.

В частности, из-за хлынувшей на рынки ЕС украинской сельхозпродукции цены в некоторых странах Центральной и Восточной Европы резко упали, что привело к колоссальным убыткам местных производителей. В результате фермеры ряда стран Евросоюза начали высказывать свое недовольство, которое грозило перерасти в бунты. Поэтому, рассказывая и дальше о европейских «перспективах» Киева, Еврокомиссия была вынуждена в конце апреля согласиться с требованием Словакии, Венгрии, Болгарии, Польши и Румынии запретить импорт украинских сельхозтоваров в эти страны.

Теперь как минимум до 5 июня ввоз зерна с Украины на территорию пяти государств ЕС возможен только в режиме транзита и, как считают аналитики, Киев не сможет вывезти только из-за этого от 12 до 15 млн тонн зерна старого урожая, не говоря уже о будущем. Впрочем, как показывают последние события, все это уже не интересует Запад, так как основные игроки за прошедший год получили свою выгоду, а интересы Украины, России и тем более стран Азии и Африки их не волнуют.

В этой связи неудивительно, что за прошедшее с момента подписания двух соглашений время западные союзники, в отличие от России, давшей возможность работать черноморским портам Украины, не сделали практически ничего для выполнения взятых на себя обязательств. В частности, российские удобрения продолжают оставаться заблокированными в портах Прибалтики, Бельгии и Нидерландов, не решены вопросы банковских транзакций, страхования, логистики и многое другое, что и было условием «зерновой сделки». При этом в ЕС лицемерно заявляют, что так как у двух соглашений были «разные составы подписантов», то и сами документы не связаны между собой, а значит не несут обязательного их выполнения.

Подобная позиция Запада привела к тому, что Москва сначала в марте согласилась продлить сделку на 60 дней, а сегодня заявила о возможном выходе из нее, если заявленные Россией условия не будут выполнены. Так, российская сторона требует подключения Россельхозбанка к системе SWIFT, возобновления поставок сельхозтехники и запчастей для нее в РФ, снятия ограничений на страхование и доступ в порты для российских судов и грузов, разблокирования счетов производителей минеральных удобрений, а также возобновления поставок аммиака по трубопроводу «Тольятти – Одесса».

Правда, с последним, в отличие от всего остального, есть ряд проблем, которые вряд ли позволят разрешить данный вопрос. В частности, в настоящее время на рынке не ощущается особого дефицита аммиака, сам аммиакопровод проходит недалеко от территорий боевых действий, а «Одесский припортовый завод», который занимался перегрузкой этого продукта, еще год назад был остановлен и законсервирован. Если прибавить к этому тот факт, что «Уралхим» планирует к концу 2023 года ввести в эксплуатацию альтернативный маршрут и собственный порт для перевалки аммиака в Тамани (Краснодарский край), то и ценность трубопровода «Тольятти-Одесса», в том числе и для «зерновой сделки», стремится к нулю. Остальные же вопросы могли быть решены довольно быстро, если бы не позиция Запада, который ранее видел в сделке возможность заработать, а также сформировать у Украины и стран Азии и Африки иллюзию своего желания им помочь.

Сегодня перспективы продления «зерновой сделки» крайне туманны, что связано со снижением к ней интереса со стороны ЕС, в том числе и по причине появившихся из-за нее внутренних проблем. Поэтому на Западе, снимая с себя ответственность за происходящее, вновь усилили обвинения в адрес Москвы. Например, 9 мая посол США на Украине Бриджит Бринк заявила, что Россия «вновь блокирует суда, чтобы они не могли загрузить зерно в украинских портах, чтобы накормить нуждающихся людей по всему миру». Кроме того, в последнее время увеличились и требования усилить санкционное давление не только на РФ, но и на Белоруссию, которая также вносит вклад в глобальную продовольственную безопасность за счет поставок на мировой рынок калийных удобрений, экспорт которых также оказался заблокирован.

Так, несмотря на все предложения Минска и Москвы, в начале мая заместитель министра иностранных дел Литвы Мантас Адоменас заявил, что необходимо «уменьшить зависимость» развивающихся стран от российских и белорусских удобрений. Комментарии в данном случае излишни, так как все подобные заявления свидетельствуют либо о полной оторванности некоторых европейских политиков от реальности, либо о намеренном стремлении довести ситуацию в сфере продовольствия до необратимых последствий с целью снова обвинить во всем Россию.

Подобные заявления и требования, конечно, не придают оптимизма относительно будущего «зерновой сделки». Это подтвердил и недавний первый раунд переговоров, который прошел 5 мая. Как стало известно, представители Турции, ООН, Украины и России, которые входят в Совместный координационный центр, обсудили в Стамбуле «технические аспекты» и повестку предстоящей встречи заместителей глав Минобороны этих стран по вопросам продления соглашения. После этого заместитель пресс-секретаря ООН Фархан Хак сообщил, что стороны не пришли к соглашению, а через несколько дней эту информацию подтвердил и замглавы МИД РФ Сергей Вершинин. По его словам, если до 18 мая не удается достичь консенсуса по продлению сделки с учетом интересов РФ, «она прекращает свое существование».

Правда, было отмечено, что «работа, контакты продолжаются», а некоторые источники, близкие к переговорам, выразили свою уверенность, что соглашения будут продлены снова на 60 дней, но будет это сделано в последний раз, если интересы России снова окажутся не учтены. Это косвенно подтвердил глава Минобороны Турции Халуси Акар, который сообщил, что «четырехсторонняя встреча в Стамбуле по зерну прошла позитивно», а стороны «движутся в направлении продления сделки».

Несмотря на всю шаткость нынешней ситуации, ряд аналитиков все же считают, что продление Черноморской инициативы, если оно произойдет, в определенном смысле будет выгодно РФ. С одной стороны, сохранение «зерновой сделки» может поддержать российско-турецкие связи, так как она выгодна Анкаре, получившей возможность скупать дешевое украинское зерно фактически в обмен на сохранение дружеских отношений с Москвой. По сути, зерно, как и газ, на сегодня являются основными скрепляющими элементами сотрудничества России и Турции, что позволяет РФ пользоваться турецким каналом для обхождения западных санкций.

С другой стороны, в сложившейся ситуации Россия является для стран Азии и Африки государством, пытающимся помочь им избежать голода, что поднимает ее авторитет в их глазах и, наоборот, снижает доверие к Западу. Более того, сохраняя поставки своей сельхозпродукции на рынках дружественных стран, Москва развивает и диверсифицирует свой экспорт. По данным «Агроэкспорта» и Россельхознадзора, в 2022 году российское зерно и продукты его переработки покупали 126 стран, а крупнейшими их покупателями стали государства Ближнего Востока, Азии, Африки и ЕАЭС.

Подобные отношения крайне важны Москве в условиях непрекращающихся попыток международной изоляции со стороны ЕС и США, а выход из «зерновой сделки» может еще больше ухудшить возможности для российских экспортеров, так как Запад уже ничего не будет сдерживать даже формально.

Таким образом, на настоящий момент при всем невыполнении Западом взятых на себя обязательств Россия вполне может не отказаться от «зерновой сделки», хотя и продлевать ее на длительный срок также не будет. Для Москвы данный вопрос уже практически перешел из сферы экономики в политическую плоскость, по сути, став еще одним предметом для торга со странами Запада, которых такое положение вещей также устраивает: ЕС и США нужны дополнительные рычаги влияния на РФ, а также основания для новых обвинений в адрес Москвы.

И такая ситуация, по всей видимости, будет сохраняться до тех пор, пока положительные эффекты от «зерновой сделки» для всех ее участников будут выше негативных последствий в случае ее прекращения.

Егор Лисовенко, политолог

Источник