Уроки Украины для белорусской армии

Идет уже второй месяц с тех пор, как новая власть утвердилась в Киеве. Основное ее «достижение» – это потеря Крыма, а также той части вооруженных сил страны, которая дислоцировалась в АКР.

Воинственная риторика «революционного правительства» о решимости защитить Украину от российской агрессии и не отдать ей ни пяди «украинской крымской земли» сильно контрастирует с реальными событиями, происходящими на полуострове, в результате которых практически все воинские части и объекты армии «незалежной», находившиеся в Крыму, полностью перешли под контроль России.

Вряд ли подобный исход событий можно считать неожиданным. Создается впечатление, что за годы независимости Украина сделала все, чтобы превратить свои вооруженные силы в недееспособный организм, существующий только для того, чтобы обозначать наличие этого необходимого атрибута любого независимого государства.

После распада СССР по количеству доставшихся танков и военных самолетов вооруженные силы независимой Украины уступали лишь США, России и Китаю. Более того, одна из крупнейших группировок ракетных войск стратегического назначения также досталась Киеву, в том числе и ядерное оружие: 176 межконтинентальных баллистических ракет и примерно 2600 единиц тактического ядерного оружия. В 1991 году численность военнослужащих на Украине достигала цифры в 700 тыс. человек. Более того, помимо вооружений ей достался мощный оборонно-промышленный комплекс.

За двадцать лет от этого колоссального военного потенциала страны практически ничего не осталось. К началу текущего года количество военнослужащих оценивалось в 125 тысяч человек, причем из-за недостаточности финансирования уже к 2017 году планировалось довести эту цифру до 70 тысяч. Доставшаяся в наследство от Советского Союза техника морально и физически устарела. Из более чем 2000 танков модернизацию прошло только 76 Т-64. Из нескольких сотен самолетов украинских ВВС модернизированы только 1 МиГ-29 и 13 штурмовиков Су-25. Количество же поступившей на вооружение новой техники вообще потрясает воображение: 10 танков Т-84 «Оплот» и 10 ПТРК «Стугна-П» (украинского производства, находятся в экспериментальной эксплуатации). На этом достижения украинской армии и ВПК в перевооружении заканчиваются. При этом Украина на протяжении многих лет числится в первой десятке стран-экспортеров вооружений. Правда и эти успехи достигнуты в основном за счет распродажи советского наследия.

Не лучшим образом все эти годы обстояли дела и с боевой подготовкой. За годы «самостийности» в украинской армии не было проведено ни одного бригадного учения, не говоря уже о маневрах оперативного или оперативно-стратегического уровня. Не отрабатывались в государстве и вопросы мобилизации. Результаты многолетней деградации были не так заметны до недавнего времени. Однако крымский кризис и объявленная новой властью частичная мобилизация сразу же обнажила неспособность вооруженных сил Украины к выполнению задач по предназначению. Да и о какой боевой и мобилизационной готовности может вообще идти речь, если бюджет военного ведомства в последние годы был ниже, чем у МВД.

Печальный итог подобного «развития» украинской армии подвел теперь уже бывший исполняющий обязанности министра обороны адмирал Игорь Тенюх. По его словам, при численности в 125 тысяч солдат и офицеров (без внутренних войск) только 40 тысяч относятся к условно боеготовым частям, из них реально боеготовыми оказались 6 тысяч – это примерно 3 бригады из 40, имеющихся в сухопутных войсках. И это в стране с сорокапятимиллионным населением, которая занимает второе место в Европе по величине территории (после России).

Безусловно, такое состояние армии – это не вина самих украинских военных, которые несмотря на невысокое денежное содержание и плачевное состояние вооруженных сил, пытались хоть как-то поддерживать их на плаву.

За годы независимости в Украине сменилось четыре президента. Каждый из них начинал свою реформу вооруженных сил, суть которых сводилась к банальному сокращению численности и финансирования. При этом все они потчевали простого обывателя фразами: «У нас нет серьезных внешних врагов, также как и денег содержать куцый огрызок советской армии. Потому, хлопцы, надо сокращать». При этом, все без исключения украинские политики, стремясь реализовать свои политические амбиции, обещали, что как только они придут к власти, то возрождение вооруженных сил Украины станет для них приоритетным вопросом.

Возьмем для примера Юлию Тимошенко. Сейчас она снова собирается штурмовать президентский олимп и снова не скупится на обещания. В своих обращениях этот кандидат в президенты призывает украинскую армию встать на защиту родины от «окупантов» и, даже, сама готова для этого взять в руки автомат. Однако она, наверное, уже забыла, что в свою бытность премьер-министром страны урезала оборонный бюджет настолько, что занимавший в то время пост президента Виктор Ющенко обвинил ее в развале армии и вынужден был экстренно собирать СНБО, чтобы лично взять под контроль направляемые в военное ведомство средства.

Неспособность украинского правящего класса четко сформулировать военную политику государства и следовать в ее фарватере, постоянные метания между вступлением в НАТО и внеблоковым статусом, комплектованием на контрактной основе и призывом и т.п. еще более усугубляли и без того не радужную картину.

Складывается впечатление, что все эти годы вооруженные силы Украины существовали исключительно для того, чтобы распродавать их имущество, осваивать военный бюджет и пристраивать на должности своих родственников.

Подобное отношение со стороны украинского государства к одному из своих ключевых институтов не могло не отразиться и на настроениях общества. О престиже военной службы среди молодых украинцев говорит статистика: на начало 2013 года только 10% потенциальных защитников родины сами рвутся в армию, каждый четвертый не против отслужить и «отмазываться» не собирается, а вот 65% парней от 18 до 25 лет в очередной раз озадачились вечным вопросом: как «откосить»?

Не лучше положение и с кадровой службой. Низкое денежное довольствие, отсутствие жилья, социальная незащищенность – это все, что предлагало украинское правительство желающим связать свою жизнь с вооруженными силами.

Те государственные деятели, которые пришли к власти в Украине в результате недавних событий, обвиняют в плачевном состоянии армии Виктора Януковича или Россию. Позиция удобна и понятна. Но при этом скромно помалкивают о том, какую они сами в этом сыграли роль. Ведь большинство из назначенных Майданом занимали ранее не самые низкие должности. Тот же Арсений Яценюк в прежние годы был и министром экономики дважды, и зампредом Нацбанка, и главой Одесской обладминистрации, и первым заместителем главы секретариата президента, и министром иностранных дел, и председателем Верховной Рады. То есть этот человек многие годы занимал высокие посты, позволяющие влиять, в том числе и на военную политику государства. Но сейчас он утверждает, что развал армии произошел исключительно за последние четыре года.

Новое правительство Украины заявляет, что изыщет деньги на вооруженные силы, даже если для этого понадобится урезать социальные расходы государства. Оно уже объявило о поднятии денежного довольствия военнослужащим в 10 раз. Правда большинство украинских военных еще не смогли насладиться свалившимся на них богатством, так как уже два месяца не получали деньги и в прежнем размере.

Тем временем, объявив в стране частичную мобилизацию в связи с угрозой нападения России, новая украинская власть не пополняет призывниками вооруженные силы, а комплектует ими созданную на базе внутренних войск национальную гвардию.

Пока не видно, чтобы нынешняя власть сделала выводы из печального опыта предыдущего руководства Украины. Вместо того чтобы поднимать некогда сильную экономику и финансировать армию за счет заработанных средств, основная надежда возлагается на помощь из-за рубежа. Но из истории можно припомнить наверное только один пример, когда мировые державы финансировали создание сильной армии третьей страны – это армия Германии в тридцатых годах прошлого века. Чем это закончилось, тоже известно всем. А пока «заграница» думает, помогать Украине или нет, украинское правительство просит у своего и без того небогатого народа деньги, вещи, продукты для того, чтобы хоть как-то обеспечить выведенные к границе войска.

На этом фоне Вооруженные силы Беларуси, несмотря на все имеющиеся объективные и субъективные трудности, выглядят более достойно, по сравнению с армией наших южных соседей. Однако белорусской стороне все равно необходимо учитывать уроки Украины.

После развала Советского Союза вновь созданная армия Беларуси тоже пережила не самые легкие времена, когда главной заботой военных было не поддержание высокой боевой готовности, а элементарное выживание. Правда, благодаря усилиям руководства страны, в целом удалось переломить эту ситуацию.

В первую очередь была восстановлена система боевой подготовки, так как армия, которая не готовится к войне – мертвая армия. Это и есть один из главных украинских уроков. В войсках сегодня проводятся десятки тактических и тактико-специальных учений. Раз в два года проходят совместные с Россией оперативно-стратегические и стратегические маневры, что позволяет не только совершенствовать боеспособность белорусских Вооруженных сил, но и развивать новые формы и способы ведения военных действий, такие как стратегическое сдерживание, специальная и морская противодесантная операции и др.

Следующий урок – вооруженные силы должны быть оснащены вооружением и военной техникой, отвечающим современным требованиям. Поэтому, несмотря на имеющиеся экономические трудности, в Беларуси не останавливается работа по обновлению парка вооружений. По словам белорусского Президента Александра Лукашенко, к концу 2014 года планируется модернизировать около десятка истребителей Су-27 и МиГ-29. Будем надеяться, что недавнее его заявление о возможности производства в Беларуси самолетов и вертолетов также претворятся в жизнь. Решен вопрос о поставке Россией четырех учебно-боевых самолетов Як-130 и четырех дивизионов ЗРК С-300. Радиотехнические подразделения ВВС и войск ПВО уже сейчас пополняются новейшими радиолокационными станциями белорусского производства, такими как «Роса-РБ» и «Восток-Д». Серьезно повысило боевые возможности этого вида Вооруженных сил и полное обновление автоматизированных систем управления, также произведенных предприятиями ВПК Беларуси. Сейчас отечественная оборонка ведет работу над созданием систем управления для сухопутных войск. Есть информация, что у нас может быть налажено совместное с Россией производство боевых бронированных машин.

Не стоит также забывать, что в стране создана и успешно функционирует система подготовки военных кадров, начиная с тактического уровня и заканчивая оперативно-стратегическим, в результате в стенах Военной академии не прочь обучаться представители вооруженных сил ближнего и дальнего зарубежья.

Третий урок, и он наверное один из самых важных, был озвучен белорусским Президентом в виде известного изречения в ходе доклада Министра обороны генерала-лейтенанта Юрия Жадобина по вопросам оптимизации Вооруженных сил – народ не желающий кормить собственную армию, будет кормить чужую. Движение вперед, хоть и не такое, как хотелось бы, но все-таки есть и в вопросах социального обеспечения военнослужащих. Что не говори, но украинские события подстегнули белорусские власти к выделению дополнительных средств на нужды военных. В частности, по имеющимся данным, запрошенное Министерством обороны финансирование жилищного строительства в 2014 году для военнослужащих будет осуществлено в полном объеме. Неплохим подспорьем для семейного бюджета офицеров, прапорщиков и контрактников стали небольшие, но обязательные ежемесячные премии. Да и по общему уровню денежного довольствия белорусские военные всегда были на голову выше их украинских коллег.

Однако, не смотря на все эти положительные достижения последних лет, есть в белорусской армии и тревожные тенденции, во многом схожие с теми, которые наблюдались на Украине и привели к деградации армии этой страны. Основные из них отражены в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь – это:

моральное и физическое старение вооружения и военной техники;

ухудшением состояния военной инфраструктуры;

снижением престижа военной службы.

То, что военно-политическое руководство Беларуси признает наличие проблем в белорусской армии и пытается с ними бороться – это, безусловно, положительный момент. Однако, в силу ряда объективных и субъективных причин (как уже не раз бывало), их решение в ближайшее время может быть сопряжено с определенными трудностями, а значит указанные негативные тенденции могут сохраняться, что не может не беспокоить. И хотя эти проблемы выражены в Беларуси не столь остро, как на Украине, но таковые есть. И в случае возникновения кризисных ситуаций в стране, они могут иметь не менее опасные последствия.

Подводя итоги, необходимо отметить, что Вооруженные силы Беларуси, как и армия Украины, тоже прошли нелегкий путь становления. Однако надо отдать должное белорусскому руководству, они никогда не были забыты государством. Говорят, умный учится на чужих ошибках, а дурак – на своих. Поэтому украинские уроки необходимо усвоить и нам. И самый главный из них тот, что вопросы обороны государства должны всегда иметь приоритетное значение, какие бы проблемы не существовали. Ведь завтра того клерка, который сокращал военный бюджет, и не вспомнят, а армия для народа будет потеряна.

Автор: Владимир Абцугов
Источник: belvpo.com

Теги: Беларусь