Кинофестиваль «Листопад»: Беларусь и Россия укрепляют сотрудничество в киноиндустрии

17 ноября в Минске стартует XXIX международный кинофестиваль «Листопад», уже не один год объединяющий собой кинематографистов России и Беларуси. Это крупнейший кинофорум Беларуси, который традиционно проходит в Минске в ноябре. Две страны активно стараются укрепить связи в этой сфере. Хотя большую роль в этом играет советское наследие, современные студии тоже вносят свою лепту в создание общей киноиндустрии двух стран. А новые геополитические условия вносят в этот процесс новые акценты. О совместной истории и новых трендах развития кинематографа Союзного государства – в сегодняшнем материале.

Фестиваль «Листопад»: курс в будущее

Белорусский кинофестиваль «Листопад» проходит в Минске с 1994 года. В этом году он станет уже 29-м по счету. Церемонии открытия и закрытия состоятся в минском Доме кино, а конкурсные показы традиционно пройдут в столичных центральных кинотеатрах «Пионер», «Центральный», «Беларусь». «Большие областные кинотеатры и маленькие киноточки обеспечены нашими конкурсными и внеконкурсными картинами в полном объеме. Таким образом мы надеемся увеличить внимание к фестивалю и количество зрителей, которые могли бы познакомиться с фильмами», – рассказала директор кинофестиваля Алеся Жорникова.

В рамках внеконкурсной программы запланированы Дни казахского кино, Дни российского кино и Дни пакистанского кино, которые пройдут с участием представителей посольств. В Белорусской государственной академии искусств состоятся дни открытых дверей, в рамках которых будут представлены лучшие студенческие короткометражные фильмы. Кроме того, в рамках фестиваля белорусы смогут посетить творческую встречу с заслуженным артистом России Александром Олешко.

Отдельная роль в мероприятии уделена юным зрителям и детскому кинематографу. Так, в рамках 29-го кинофорума пройдет детский фестиваль фильмов «Листопадик». Его главной площадкой станет кинотеатр «Пионер» в Минске. Итоги состязаний кинокартин для самых маленьких зрителей подведут 20 ноября.

Как заявил первый замминистра культуры Беларуси Валерий Громада, в 2023 г. фестиваль собрал рекордное число заявок. Он подчеркнул, что на этот раз фестиваль пройдет под слоганом «Созидаем будущее».

Кино как поле идеологического противостояния

В 2023 г. были представлены результаты исследования, проведенного на кафедре социологии и социальных технологий Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, в рамках которого было опрошено 652 студента вузов и колледжей одного из российских регионов. Согласно результатам, кинематограф занимает важное место в жизни молодежи – 89,3% респондентов ответили, что активно интересуются кино. Для 79,2% опрошенных молодых людей кинематограф является неизменным сопровождением духовной жизни. Молодежь видит в кино не только форму досуга, расслабления и удовольствия, но воспринимает его и как возможность получения знаний о Родине и ее истории. 53,2% опрошенных ответили, что получают свои знания об этом из научных и художественных фильмов. При этом результаты показали, что современные молодые люди отдают предпочтение голливудским (38,6%) и европейским фильмам (22%).

Сегодня эта проблема активно обсуждается в отечественном научном пространстве. В статье, посвященной влиянию западного мэйнстримного кино на сознание молодежи, известный региональный эксперт, кандидат социологических наук Дмитрий Босов пришел к выводу, что голливудское кино и продвигаемые им типы героев и антигероев способствуют распространению негативных моделей поведения. Так, наиболее популярными среди молодежи являются жанры боевика и комедии. «Дополняя друг друга, они позиционируют особый тип личности, лишенный уважения к интеллектуальному знанию и акцентирующий внимание в первую очередь на волевых актах», – отмечает эксперт.

Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин отмечал, что логика противостояния вшита в сюжет многих произведений западного кинематографа даже фантастического жанра, что делает их латентным оружием пропаганды. Информационное влияние зарубежных стран на российскую молодежь признается на государственном уровне. Так, в Стратегии национальной безопасности, утвержденной президентом России Владимиром Путиным, мы встречаем следующую формулировку: «информационно-психологические диверсии и «вестернизация» культуры усиливают угрозу утраты Российской Федерацией своего культурного суверенитета».

Западные санкции против Беларуси и России коснулись и сферы культуры: многие западные студии отказались распространять свою продукцию на отечественном рынке. «У нашего кинематографа появилась уникальная возможность для того, чтобы людям, которые давно соскучились по качеству, предоставить его. У людей есть спрос на наше качество, и мы должны его обеспечить», – заявил во время открытия прошлогоднего фестиваля «Листопад» советник посольства России в Беларуси, руководитель группы гуманитарного сотрудничества Сергей Афонин.

Российское и белорусское кино: точки соприкосновения

Советское прошлое заложило основы сотрудничества России и Беларуси в сфере киноиндустрии. Залогом успеха современного белорусского кинематографа являются работы белорусских классических мастеров кино: Голуба, Рубинчика, Рыбарева, Турова, Добролюбова, Никифорова, Ефремова и др., которые как раз являются видными представителями советского кинематографа. Об этом писал бывший секретарь по оргвопросам Союза кинематографистов БССР Евгений Огурцов-Кржижановский.

Связь российских и белорусских кинематографистов не прервалась после распада СССР. «Даже после того, как мы стали жить в разных государствах, не прерывались связи с российскими партнерами. Они принимали активное участие в создании совместных проектов. Мы с ними снимали и сериалы, и полные метры. И это были очень удачные работы. Далеко ходить за примером не надо: возьмем хотя бы культовый фильм «В августе 44-го». Это фильм рожденного в Беларуси Михаила Пташука, который смотрят на территории русскоговорящего пространства», – заявлял генеральный директор киностудии «Беларусьфильм» Владимир Карачевский.

Режиссеры из России охотно снимают кинофильмы на территории Беларуси и совместно с представителями белорусского кинематографа. Так, недавно российский режиссер Кирилл Кузин, известный по сериалу «Сергий против нечисти», завершил работу над историческим блокбастером «Черный замок» по роману белорусского классика Владимира Короткевича «Черный замок Ольшанский». Одну из главных ролей сыграл российский актер Евгений Стычкин.

По словам режиссера-постановщика, это развлекательное кино с множеством батальных сцен с каскадерами и компьютерной графикой. Съемки ленты проходили на десятках различных локаций Беларуси: начались весной в Национальной библиотеке, затем съемочная группа «Беларусьфильма» побывала в деревне Субботники Ивьевского района, в Лидском районе, где снимали на территории туристического комплекса «Вольны мельнік», что в агрогородке Дворище. Часть съемок прошла и в новых студийных павильонах киностудии «Беларусьфильм».

Режиссер Валерий Тодоровский неоднократно выбирал для съемок Минск, локации которого позволили лучше всего раскрыть антураж для его фильмов. «Беларусьфильм – работающая студия с хорошими и профессиональными людьми. Минск – это возможность сбежать из Москвы, от шума и суеты. В Минске я снимал «Любовника» с Олегом Янковским в главной роли, «Стиляг», «Оттепель», – отмечал российский режиссер.

По-настоящему Минск стал считаться городом кино после съемок популярного для своего времени российско-белорусского детективного сериала «Каменская». Практически все эпизоды шести сезонов были сняты в столице Беларуси. Парк им. Горького, набережная Свислочи, ГУМ, минские дворики – все локации узнаваемы.

Еще одним примером совместных российско-белорусских проектов в сфере кино можно считать различные культурные мероприятия, ориентированные на участие жителей России и Беларуси. В этом году с 3 по 7 июля в Москве прошли Дни белорусского кино, в рамках которых жители и гости столицы смогли бесплатно посмотреть художественные картины белорусского производства в центральных кинотеатрах столицы. Были показаны как современные, так и классические произведения белорусского кинематографа: «Альпийская баллада» (реж. Борис Степанов, 1965), «Война. Остаться человеком» (реж. Митрий Семенов-Алейников, 2018), «Правила геймера» (реж. Игорь Четвериков, 2018), «Следы на воде» (реж. Александр Анисимов, 2016), а также анимационный мюзикл «Звезды седьмого неба» (реж. Елена Турова, 2021).

В Беларуси прошли аналогичные мероприятия. Так, в рамках Дней российской культуры в Беларуси «РФК. Культурный марафон 2023» провели мастер-классы, творческие встречи российских актеров с белорусами, интересующимися миром театра и кино. Героями встреч стали режиссер, сценарист Никита Высоцкий, а также актеры Драматического театра имени А.С. Пушкина Анастасия Панина и Владимир Жеребцов.

Пространство для развития

Несмотря на то, что молодые люди сегодня отдают предпочтение западным фильмам, в то же время интерес наблюдается и к советским (доля предпочтений 16,2%), и к современным отечественным фильмам (17,5%). Согласно исследованию, проведенному Центром социального проектирования «Платформа» при поддержке «Национальной медиа группы», россияне стали лучше относиться к отечественному кино. Почти треть граждан (31%) оценивают его уровень как высокий.

В свою очередь, белорусская молодежь также говорит о том, что хочет видеть больше картин белорусского производства. Согласно опросу, проведенному журналистами издания «БелНовости», белорусские студенты считают, что в республике есть много талантливых людей, которые могут снимать фильмы и хотят это делать. Но они не всегда могут найти подходящие условия для этого. Кроме того, опрошенные выразили желание увидеть больше кинокартин белорусского производства.

В июле 2023 г. генеральный директор киностудии «Беларусьфильм» Юрий Алексей заявил, что отечественная киноиндустрия активно развивается, и в перспективе нужно расширять возможности киностудии и внедрять мировые технологии. «Мы будем изучать нейротехнологии, оценивать их результативность, и если это будет нам подходить, то станем брать себе на вооружение. Но наша белорусская студия, по моему мнению, должна снимать именно белорусское кино, которое необходимо зрителю», – сообщил он.

Российскому и белорусскому кинематографу есть, куда расти. Учитывая нарастающие ограничения со стороны западных стран, открываются новые возможности для развития отечественной киноиндустрии. Известный российский режиссер-современник, автор нашумевшего отечественного сериала «Вампиры средней полосы» Андрей Богатырев заявлял о том, что сегодня не хватает совместных картин кинематографистов Беларуси и России. По его словам, особенно актуальны исторические темы, а также жанр фантастики, ведь наследие советских писателей-фантастов может стать хорошей почвой для совместного кинотворчества.

Александра Рычкова, обозреватель Евразия.Эксперт

Источник