Кыргызстан под «вторичным» санкционным ударом Запада

Стоило в середине мая министру иностранных дел Кыргызстана Жээнбеку Кулубаеву на российском телевидении прямо заявить о том, что Бишкек не видит никаких препятствий и угроз для сотрудничества с Москвой и руководствуется, прежде всего, своими интересами, как 19 мая одна из кыргызских компаний тут же попала под американские санкции.

Похоже, Вашингтон не смог «не принять во внимание» официальную позицию Кыргызстана и стерпеть слова Ж. Кулубаева по поводу того, что Бишкек и Москва являются стратегическими партнерами.

В итоге, как следует из информации на сайте американского министерства торговли, в число 71 компании, помимо российских, под рестрикции попали еще и армянская организация, и кыргызская компания Tro.Ya, LLC.

По информации федерального регистра США, основанием для введения ограничений в отношении Tro.Ya, LLC стала поддержка российского военно-оборонного комплекса, поскольку данная кыргызская компания является поставщиком электронного оборудования для различных отраслей промышленности.

Кстати, на сайте Tro.Ya (где, между прочим, существуют только англоязычная и кыргызские версии) указано, что в компетенцию этого ООО входит поставка электронных компонентов, промышленной автоматики, навигационного оборудования, компонентов для телекоммуникаций и т. п., а после введения санкций компания заключила сразу четыре выгодных контракта.

Пока все идёт по тому довольно примитивному сценарию, который описало агентство Bloomberg 4 мая в своей статье под названием «ЕС нацелен на страны, через которые Россия уклоняется от санкций». В этом материале эмоционально рассказывается о том, что Евросоюз активно обсуждает новый механизм санкций против третьих стран, которые, по его мнению, делают недостаточно для предотвращения уклонения России от санкций. И к ним в первую очередь относятся те государства, которые никак не могут объяснить необычайный рост торговли определенными товарами или технологиями.

Ранее издание Financial Times озвучило названный правоприменительным механизм, который даст государствам – членам Евросоюза право создавать два списка: один из затронутых санкциями третьих стран, а другой – из запрещённых товаров. При этом решения о том, какие страны и товары включить в список, будут приниматься государствами-членами ЕС единогласно.

Поначалу эти меры в основном коснутся стран Центральной Азии, а затем уже и других государств.

Согласно данным Reuters, сейчас ЕС находится в ходе обсуждения 11-го пакета антироссийских санкций, который может затронуть сотрудничающие с Москвой иностранные компании и ограничить экспорт в страны, ведущие торговлю с Россией. По словам издания, в новый пакет могут попасть несколько «десятков» компаний из Китая, Ирана, Казахстана и Узбекистана за помощь России в обходе западных торговых ограничений. ЕС также может ограничить экспорт в страны, которые реэкспортируют европейскую продукцию в Россию.

Однако с подобным жёстким подходом согласны далеко не все члены ЕС, поэтому переговоры по новому пакету будут «бурными» и займут время, говорят дипломаты, как, собственно, и авторитетные кыргызские политологи.

Так, 22 мая эксперт Аркадий Гладилов озвучил свое мнение о том, что если дальнейшие рестрикции в отношении Кыргызстана и будут, то очень узконаправленного характера, так как «Европе и Америке нужны друзья в нашем регионе, поэтому Запад ведет себя осторожно в вопросе наложения санкций. Он не заинтересован плодить противников своей позиции и ярых сторонников России. Тем более страны Центральной Азии в основном соблюдают строгий нейтралитет в отношении многих острых международных вопросов».

Да и последнее официальное заявление G7 по итогам саммита в Хиросиме, опубликованное на сайте Белого дома, подчеркивает желание «семерки» в противовес России и Китаю попытаться наладить сотрудничество с Центральной Азией для урегулирования различных региональных вызовов.

Однако, как утверждают даже прозападные кыргызские специалисты, Россия остаётся важной стороной, заинтересованной в обеспечении региональной безопасности Центральной Азии, не говоря уже о том, что она – одно из главных направлений миграции из стран Центральной Азии.

Очевидно, после незабываемого турне множества западных эмиссаров по Центральной Азии с угрозами по поводу соблюдения антироссийских санкций в целях недопущения транзита для товаров двойного назначения из Европы в Россию англосаксы осознают, что только метод «кнута» не возымеет никакого действия на страны ЦА. Оттого и прибегают к «прянику», дабы хоть как-то смягчить свои нападки на центральноазиатскую «пятёрку».

Рустам Масалиев, политолог

Источник